Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 186969-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части изменения отдельных положений, касающихся производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен измененный с учетом сделанных Комитетом замечаний текст указанного проекта федерального закона, внесенного Московской областной Думой.
Как следует из пояснительной записки, основной целью законопроекта является устранение отдельных пробелов и противоречий в ряде статей, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, возникших после внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и применения на практике норм, регулирующих административную ответственность при фиксации правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Рассмотрев законопроект, Комитет сообщает следующее.
Следует согласиться с тем, что действующее с 1 июля 2008 года правило о возможности автоматической фиксации правонарушения в области дорожного движения и исключении при этом презумпции невиновности собственников (владельцев) транспортных средств, являющееся новеллой, касающейся правонарушений в области дорожного движения, после применения на практике нуждается в уточнении ряда норм, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Это нормы, регулирующие процедуру возможного освобождения от ответственности собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации правонарушения в автоматическом режиме (часть 2 статьи 2.6.1); об определении места рассмотрения дела (статья 29.5), о возможности вынесения постановления по делу в форме электронного документа (статья 29.10), нормы, направленные на предупреждение ухода от ответственности правонарушителей по причине уклонения от получения поступивших по почте копий постановлений (статья 31.1) и ряд других.
По нашему мнению, дополнительного обсуждения требует пункт 10 законопроекта, которым предлагается пункт 1 статьи 31.1 дополнить положением, устанавливающим, что одним из моментов вступления постановления по делу в законную силу является день возвращения судье, в орган, должностному лицу копии постановления в случае отказа лица, в отношении которого оно вынесено, от его получения либо в случае, если данное лицо не проживает по месту жительства, указанному в постановлении. Представляется, что предлагаемые проектом сроки вступления постановления в законную силу нецелесообразно применять ко всем категориям дел об административных правонарушениях.
Кроме того, уточнения требует понятие "надлежащее извещение" лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, следует отметить, что изложенные замечания не носят концептуального характера и могут быть исключены при доработке законопроекта ко второму чтению, а принятие большинства предлагаемых изменений будет способствовать совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области дорожного движения.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 6 октября 2009 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.