Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 225368-5 "Об образовательных кредитах"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на создание правовых основ системы образовательного кредитования, необходимость создания которой определена в Законе Российской Федерации "Об образовании".
Настоящим законопроектом предусматривается установление порядка, размера и условий предоставления образовательных кредитов, порядка и условий их возврата, правового положения субъектов отношений, связанных с предоставлением образовательных кредитов, а также порядка и условий участия государства в финансовом обеспечении этих отношений, в том числе виды дополнительной государственной поддержки заемщиков образовательных кредитов. При этом предусмотрено, что конкретные виды дополнительной государственной поддержки заемщиков образовательных кредитов и объемы такой поддержки устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Помимо этого, законопроектом предусматривается непосредственное участие Правительства Российской Федерации в процессе формирования и практической реализации политики дополнительной государственной поддержки заемщиков образовательных кредитов. При этом Правительство Российской Федерации, в частности определяет:
1)количество образовательных кредитов, обеспеченных государственной поддержкой;
2) максимальный размер основного образовательного кредита в расчете на один учебный период;
3) перечень направлений подготовки (специальностей), обучающимся по которым предоставляется государственная поддержка при получении образовательного кредита;
4) перечень ВУЗов, в которых действует система дополнительной государственной поддержки образовательных кредитов;
5) порядок и условия предоставления дополнительной государственной поддержки заемщикам образовательных кредитов;
6) порядок и условия предоставления государственной корпорацией "Банк реконструкции и развития (Внешэкономбанк)" государственных гарантий банку-агенту по возврату образовательных кредитов;
7) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию политики дополнительной государственной поддержки заемщиков образовательных кредитов.
Кроме того, законопроект устанавливает основные обязанности федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию политики дополнительной государственной поддержки заемщиков образовательных кредитов.
В частности этот орган обязан:
осуществлять контроль за исполнением участниками отношений, связанных с предоставлением образовательных кредитов, требований, установленных настоящим законопроектом;
осуществлять определенное Правительством Российской Федерации взаимодействие с государственной корпорацией "Банк реконструкции и развития (Внешэкономбанк)" при предоставлении государственных гарантий банкам-агентам по возврату заемщиками образовательных кредитов;
исполнять в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации обязанности главного распорядителя средств федерального бюджета в части средств федерального бюджета, выделенных на дополнительную государственную поддержку заемщиков образовательных кредитов;
вести мониторинг основных показателей системы образовательного кредитования;
вести реестр банков-агентов.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит существенным образом расширить круг молодых людей страны, имеющих реальный доступ к получению высшего профессионального образования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "Об образовательных кредитах"
Внедрение банковского образовательного кредитования при условии государственной поддержки позволяет оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование профессионального образования, перейти на гибкие условия софинансирования профессионального образования. Бюджетные средства, вложенные в государственную поддержку образовательного кредитования, позволяют, как минимум, в десять раз увеличить объем привлекаемых в сферу профессионального образования ресурсов. Банковский кредит выдается в размере стоимости обучения, а государство обеспечивает субсидирование процентов, гарантии по кредитам, компенсацию процентов на время службы в Вооруженных силах для призванных выпускников вузов, финансирование уполномоченного органа и ведение реестра заемщиков (при необходимости).
К преимуществам такого варианта следует отнести использование инфраструктуры банков, косвенные социальные эффекты, такие как ответственное отношение к выбору специальности и успеваемость в процессе учебы, поскольку затраченные на образование средства придется возвращать из будущих доходов, навыки "жизни в кредит", накопление кредитных историй. Снятие ограничений для заемщика, таких как поручительства или залог, позволяет брать кредит независимо от текущего благосостояния семьи под будущие доходы выпускника, не подвергать риску накопленное имущество семьи. Тем самым расширяется доступность профессионального образования. Образовательное кредитование рассматривается как дополнительный механизм ресурсного обеспечения профессионального образования, он не замещает законодательно установленные нормы обучения студентов за счет бюджетных средств на конкурсной основе.
Проектом Федерального закона "Об образовательных кредитах" предусмотрены следующие меры государственной поддержки, требующие дополнительных расходов федерального бюджета:
- субсидирование процентов по образовательному кредиту на уровне ниже ставки рефинансирования;
- субсидиарная ответственность перед банком по долгам заемщика, которая в отдельных случаях возлагается на государство.
Субсидирование процентов по образовательному кредиту на уровне ниже ставки рефинансирования ЦБ может ежегодно предусматриваться в федеральном законе "О федеральном бюджете" по статье 130000 - "СУБСИДИИ, СУБВЕНЦИИ И ТЕКУЩИЕ ТРАНСФЕРТЫ".
При расчете затрат на субсидирование процентов были приняты следующие гипотезы:
1. Количество студентов, берущих основной образовательный кредит, составляет:
- 20 тысяч из числа обучающихся на 1-й ступени высшего образования (бакалавриат), продолжительность обучения - 4 года;
- 10 тысяч из числа обучающихся на 2-й ступени (магистратура), продолжительность обучения - 2 года.
Стабилизация общего количества взятых образовательных кредитов на уровне 100-105 тыс. основана на анализе динамики поступления выпускников школ, ПТУ и техникумов в вузы. Данные за 2002 год приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Данные о поступлении выпускников в вузы (2002 г.)
|
Принято, тыс. чел.
|
|||
|
всего |
окончивших школы в текущем году |
окончивших ПТУ в текущем году |
окончивших ссузы в текущем году |
Вузы государственные |
1299,9 |
686,60 |
28,10 |
159,40 |
Доля в приеме, % |
|
52,82 |
2,16 |
12,26 |
Вузы негосударственные |
204,0 |
96,30 |
6,50 |
26,50 |
Доля в приеме, % |
|
47,21 |
3,19 |
12,99 |
Всего по вузам |
1503,9 |
782,90 |
34,60 |
185,90 |
Доля в приеме, % |
|
52,06 |
2,30 |
12,36 |
Государственные учреждения СПО |
860,7 |
343,90 |
25,90 |
|
Доля в приеме, % |
|
39,96 |
3,01 |
|
Учреждения НПО |
842,0 |
174,00 |
|
|
Доля в приеме, % |
|
20,67 |
|
|
Численность выпускников школ |
1477,0 |
|
|
|
Всего выпускников школ, поступивших в учреждения профессионального образования |
1300,80 |
|
|
|
В том числе: | ||||
в вузы, % |
60,19 |
|
|
|
в ссузы, % |
26,44 |
|
|
|
в учреждения НПО, % |
13,38 |
|
|
|
Численность выпускников школ, непоступивших в учреждения профессионального образования |
176,20 |
|
|
|
Резерв выпускников школ для поступления в вузы в соответствии со сложившейся пропорцией |
106,05 |
|
|
|
2. Количество студентов, берущих кредит на социальные нужды (сопутствующий кредит), составляет 15 тысяч, в основном, из числа обучающихся на бакалавра.
3. Ежегодно количество студентов, берущих образовательные и сопутствующие кредиты, увеличивается на 5 % и стабилизируется к 5-му году функционирования системы образовательного кредитования.
4. Норматив образовательного кредита, утверждаемого Правительством РФ, принят в расчетах на уровне следующих размеров:
для бакалавра - 30 тыс. руб. в год,
для магистра - 45 тыс. руб. в год,
сопутствующий кредит - 30 тыс. руб. в год (2500 рублей в месяц из расчета прожиточного минимума).
5. Размер норматива образовательного кредита ежегодно увеличивается на 10 % в течение первых пяти лет (в соответствии прогнозируемыми индексами-дефляторами). В последующие годы увеличение норматива составляет 5 % в год.
6. Государство субсидирует 4 % годовых (1-й вариант) или 7 % годовых (2-й вариант). Варианты основаны на предложениях законопроекта - величина максимальной процентной ставки устанавливается Правительством РФ и не может превышать ставку рефинансирования ЦБ в 1-ом варианте минус 2 процента, во 2-ом варианте - минус 5 процентов. Ставка выплачиваемых уполномоченным органом процентных платежей определяется как разница между ставкой рефинансирования плюс два процента (за обслуживание кредита) и максимальной процентной ставкой. Следовательно, в 1-м варианте для студента ставка процента ниже ставки рефинансирования на 2%, а государство субсидирует 4% годовых, во 2-м варианте - на 5%, а государство субсидирует 7% годовых.
7. Возврат кредита производится в течение 5 лет после окончания обучения. Для расчетов принят средний срок возврата, он может быть и больше и меньше, главное, что при согласии банка-агента кредит может быть возвращен и досрочно без штрафных санкций.
Расчеты расходов на первые девять лет функционирования системы образовательного кредитования на базе принятых гипотез приведены в табл. 2. Расчеты производились в двух вариантах: при размере государственной поддержки в 4% годовых и 7% годовых.
Таблица 2.
Расчет
расходов федерального бюджета на меры государственной поддержки по выплате банковских процентов за образовательный кредит по годам
Таким образом, за 9 лет стабилизируется система расходов федерального бюджета на субсидирование процентов по образовательному кредитованию и заканчивается первый цикл возвратов кредитов для бакалавриата и более двух циклов для магистратуры. Речь идет о том, что, исходя из принятых гипотез, даже те студенты бакалавриата, которые взяли кредит 9 лет назад, уже успевают его возвратить.
Оценка платежей для выплаты процентов по образовательным кредитам в зависимости от стоимости обучения в престижных столичных и региональных вузах приведена в табл. 3. При расчете были приняты следующие условия:
11 % годовых за сумму кредита в пределах нормативного (льготируемого государством) размера стоимости обучения;
15% годовых за сумму кредита, превышающего установленный льготный норматив;
расчеты произведены, исходя из оценки нормативов на 2005 год, указанных выше.
Таблица 3.
Проценты за кредит на оплату обучения, выплачиваемые во время обучения
|
|
Кол-во мес. |
Сумма кредита, руб. |
Выплаты % в месяц, при 11% годовых, руб. |
Выплаты % в месяц, при 15% годовых, руб. |
Общая сумма процен-тов, руб. |
Сумма кредита, руб. |
Выплаты % в месяц, при 11% годовых, руб. |
Выплаты % в месяц, при 15% годовых, руб. |
Общая сумма процен-тов, руб. |
Сумма кредита, руб. |
Выплаты % в месяц, при 11% годовых, руб. |
Общая сумма процентов, руб. |
||||
Полный бакалавриат |
|
Стоимость обучения 150 тыс. руб. в год |
Стоимость обучения 60 тыс.руб. в год |
Стоимость обучения 30 тыс. руб. в год |
|||||||||||||
1-й год |
1 семестр |
5 |
75000 |
275,0 |
562,5 |
4187,5 |
30000 |
275,0 |
0,0 |
1375,0 |
15000 |
137,5 |
687,5 |
||||
|
2 семестр |
7 |
150000 |
275,0 |
1500,0 |
12425,0 |
60000 |
275,0 |
375,0 |
4550,0 |
30000 |
275,0 |
1925,0 |
||||
Итого за 1-й год |
|
|
|
|
|
16612,5 |
|
|
|
5925,0 |
|
|
2612,5 |
||||
2-й год |
3 семестр |
5 |
225000 |
550,0 |
2062,5 |
13062,5 |
90000 |
550,0 |
375,0 |
4625,0 |
45000 |
412,5 |
2062,5 |
||||
|
4 семестр |
7 |
300000 |
550,0 |
3000,0 |
24850,0 |
120000 |
550,0 |
750,0 |
9100,0 |
60000 |
550,0 |
3850,0 |
||||
Итого за 2-й год |
|
|
|
|
|
37912,5 |
|
|
|
13725,0 |
|
|
5912,5 |
||||
3-й год |
5 семестр |
5 |
375000 |
825,0 |
3562,5 |
21937,5 |
150000 |
825,0 |
750,0 |
7875,0 |
75000 |
687,5 |
3437,5 |
||||
|
6 семестр |
7 |
450000 |
825,0 |
4500,0 |
37275,0 |
180000 |
825,0 |
1125,0 |
13650,0 |
90000 |
825,0 |
5775,0 |
||||
Итого за 3-й год |
|
|
|
|
|
59212,5 |
|
|
|
21525,0 |
|
|
9212,5 |
||||
4-й год |
7 семестр |
5 |
525000 |
1100,0 |
5062,5 |
30812,5 |
210000 |
1100,0 |
1125,0 |
11125,0 |
105000 |
962,5 |
4812,5 |
||||
|
8 семестр |
7 |
600000 |
1100,0 |
6000,0 |
49700,0 |
240000 |
1100,0 |
1500,0 |
18200,0 |
120000 |
1100,0 |
7700,0 |
||||
Итого за 4-й год |
|
|
|
|
|
80512,5 |
|
|
|
29325,0 |
|
|
12512,5 |
||||
|
Всего |
|
|
|
|
194250,0 |
|
|
|
70500,0 |
|
|
30250,0 |
||||
Половина срока бакалавриата |
|
Стоимость обучения 150 тыс. руб. в год |
Стоимость обучения 60 тыс. руб. в год |
Стоимость обучения 30 тыс. руб. в год |
|||||||||||||
3-й год |
5 семестр |
5 |
75000 |
275,0 |
562,5 |
4187,5 |
30000 |
275,0 |
0,0 |
1375,0 |
15000 |
137,5 |
687,5 |
||||
|
6 семестр |
7 |
150000 |
275,0 |
1500,0 |
12425,0 |
60000 |
275,0 |
375,0 |
4550,0 |
30000 |
275,0 |
1925,0 |
||||
Итого за один год |
|
|
|
|
|
16612,5 |
|
|
|
5925,0 |
|
|
2612,5 |
||||
4-й год |
7 семестр |
5 |
225000 |
550,0 |
2062,5 |
13062,5 |
90000 |
550,0 |
375,0 |
4625,0 |
45000 |
412,5 |
2062,5 |
||||
|
8 семестр |
7 |
300000 |
550,0 |
3000,0 |
24850,0 |
120000 |
550,0 |
750,0 |
9100,0 |
60000 |
550,0 |
3850,0 |
||||
Итого за 2-й год |
|
|
|
|
|
37912,5 |
|
|
|
13725,0 |
|
|
5912,5 |
||||
|
Всего |
|
|
|
|
54525,0 |
|
|
|
19650,0 |
|
|
8525,0 |
||||
Магистратура |
|
Стоимость обучения 225 тыс. руб. в год |
Стоимость обучения 90 тыс. руб. в год
|
Стоимость обучения 45 тыс. руб. в год
|
|||||||||||||
1-й год |
1 семестр |
5 |
112500 |
412,5 |
843,75 |
6281,3 |
45000 |
412,5 |
0 |
2062,5 |
22500 |
206,25 |
1031,3 |
||||
|
2 семестр |
7 |
225000 |
412,5 |
2250 |
18637,5 |
90000 |
412,5 |
562,5 |
6825,5 |
45000 |
412,5 |
2887,5 |
||||
Итого за 1-й год |
|
|
|
|
|
24918,8 |
|
|
|
8887,5 |
|
|
3918,8 |
||||
2-й год |
3 семестр |
5 |
337500 |
825,0 |
3093,75 |
19593,8 |
135000 |
825,0 |
562,5 |
6937,5 |
67500 |
618,75 |
3093,8 |
||||
|
4 семестр |
7 |
450000 |
825,0 |
4500 |
37275,0 |
180000 |
825,0 |
1125 |
13650,0 |
90000 |
825,0 |
5775,0 |
||||
Итого за 2-й год |
|
|
|
|
|
56868,8 |
|
|
|
20587,5 |
|
|
8868,8 |
||||
|
Всего |
|
|
|
|
81787,5 |
|
|
|
29475,0 |
|
|
12787,5 |
Для определения размера кредита, адекватного будущим заработкам заемщика, были произведены расчеты, результаты которых приведены в табл.4:
Таблица 4.
Размер кредита в зависимости от размера ежемесячного дохода
Сумма заработка, руб./мес. |
% заработка на погашение кредита и процентов |
Общий размер кредита, руб. |
Величина первого платежа, руб. |
Величи-на послед-него платежа, руб. |
Годовой размер кредита, руб. (стоимость образования в год в бакалавриате) |
Годовой размер кредита, руб. (стоимость образования в год в магистратуре) |
5000 |
20 |
40000 |
1000 |
667 |
10000 |
20000 |
10000 |
20 |
80000 |
2000 |
1333 |
20000 |
40000 |
15000 |
25 |
150000 |
3750 |
2500 |
37500 |
75000 |
20000 |
25 |
200000 |
5000 |
3333 |
50000 |
100000 |
25000 |
35 |
350000 |
8750 |
5833 |
87500 |
175000 |
30000 |
40 |
480000 |
12000 |
8000 |
120000 |
240000 |
Как видно из табл. 4, студенты с предполагаемым будущим доходом на уровне 5 тыс. рублей в месяц смогут возвратить кредит в сумме не более 40 тыс. руб. за весь срок обучения, т.е. в бакалавриате примерно 10 тыс. руб. в год. Это существенно ниже (примерно в 2 раза) существующего среднего уровня финансирования высшего образования в расчете на 1 студента. Поэтому кредитование на этих условиях стимулирует развитие так называемого псевдообразования. Кроме того, люди с низкими доходами не имеют склонности брать кредиты, как показывают результаты социологических опросов. Следовательно, кредитная система может эффективно работать только для студентов, рассчитывающих на будущие заработки выше среднего уровня. Бюджетная сфера - учителя, врачи, библиотекари и т.д. - имеет очень низкий уровень зарплат, поэтому подготовка по этим специальностям должны, в первую очередь, финансироваться за счет федерального бюджета из расчета законодательной нормы 170 студентов, обучающихся на бюджетных местах на 10000 населения. Следовательно, кредитные механизмы эффективны для повышения доступности качественного образования студентам, ориентированным на работу в рыночном секторе экономики.
Тем самым кредитные механизмы на данном этапе дополняют бюджетное финансирование образование, обеспечивают привлечение в сферу образования внебюджетных средств.
Оценка предполагаемых расходов федерального бюджета для удовлетворения требований при наступлении субсидиарной ответственности государства в случаях устойчивой потери трудоспособности и длительной невозможности трудоустроиться производилась на основании статистических данных:
- количество инвалидов в трудоспособном возрасте, которые не могут работать, составляет 2,9 % (общее число инвалидов - 7,3 %, из них инвалиды 1 группы - 13 %, инвалиды 2 группы без права работать - 27 %);
- общее количество безработных с высшим образованием в трудоспособном возрасте от экономически активного населения составляет 0,9 % (общее количество безработных - 8,8 %, из них с высшим образованием - 10,4 %);
- при оценке размера федерального бюджета на образование учитывались рост ВВП и размер инфляции.
Таким образом, по указанным причинам субсидиарная ответственность государства может быть в 3,8 % случаев.
Оценка суммарных расходов федерального бюджета на субсидирование процентов за образовательный кредит и субсидиарную ответственность приведена в табл. 5.
Таблица 5.
Оценка расходов федерального бюджета
на меры государственной поддержки образовательного кредита
Годы |
Субсидирование процентов, тыс. руб. |
Расходы на случаи субсидиарной ответственности, тыс. руб. |
Оценка расходов федерального бюджета на образование, тыс. руб. |
Доля расходов на меры государственной поддержки по 1 варианту, % |
Доля расходов на меры государственной поддержки по 2 варианту, % |
Количест-во обучающихся студентов, взявших кредит на обучение |
|
вариант 1 - 4% годовых |
вариант 2 - 7% годовых |
||||||
1 |
60000,0 |
105000,0 |
0,0 |
154456613,5 |
0,04 |
0,07 |
30000 |
2 |
195300,0 |
341775,0 |
0,0 |
154456613,5 |
0,13 |
0,22 |
61500 |
3 |
398611,5 |
697570,1 |
32319,0 |
154456613,5 |
0,28 |
0,47 |
84575 |
4 |
681778,3 |
1193112,0 |
62465,4 |
154456613,5 |
0,48 |
0,81 |
108804 |
5 |
976699,1 |
1709223,4 |
256760,9 |
154456613,5 |
0,80 |
1,27 |
112508 |
6 |
1242483,7 |
2174346,5 |
436955,0 |
171446841,0 |
0,98 |
1,52 |
132024 |
7 |
1469723,8 |
2572016,7 |
593920,6 |
190305993,5 |
1,08 |
1,66 |
115763 |
8 |
1652406,3 |
2891711,1 |
724279,2 |
211239652,8 |
1,13 |
1,71 |
115763 |
9 |
1790191,5 |
3132835,1 |
812899,8 |
234476014,6 |
1,11 |
1,68 |
115763 |
"Доля затрат федерального бюджета на государственную поддержку образовательного кредитования"
График предполагаемой доли затрат федерального бюджета на меры государственной поддержки образовательного кредитования приведен на Рис. 1. Как видно из табл. 5 и рис. 1, доля расходов федерального бюджета достигает максимума на 8-й год. Это связано со стабилизацией расходов и предполагаемым ростом ВВП и, соответственно, расходов федерального бюджета на образование. В целом, "стоимость" государственной поддержки образовательного кредитования при заданных гипотезах по 1-му варианту (4% годовых) составляет 1,1% расходов федерального бюджета на образование и по 2-му варианту (7% годовых) - 1,7% расходов федерального бюджета на образование.
Оценка расходов федерального бюджета
на меры государственной поддержки образовательного кредита
Годы
|
Субсидирование процентов, тыс. руб.
|
Расходы на случаи субсидиарной ответственности, тыс. руб. |
|
|
вариант 1 - 4% |
вариант 2 - 7% |
|
1 |
60000,0 |
105000,0 |
0,0 |
2 |
195300,0 |
341775,0 |
0,0 |
3 |
398611,5 |
697570,1 |
32319,0 |
4 |
681778,3 |
1193112,0 |
62465,4 |
5 |
976699,1 |
1709223,4 |
256760,9 |
6 |
1242483,7 |
2174346,5 |
436955,0 |
7 |
1469723,8 |
2572016,7 |
593920,6 |
8 |
1652406,3 |
2891711,1 |
724279,2 |
9 |
1790191,5 |
3132835,1 |
812899,8 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об образовательных кредитах"
Принятие Федерального закона "Об образовательных кредитах" потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
1. Федеральный закон "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607), абзац седьмой пункта 16 статьи 28.
2. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; 2003, N 19, ст. 1749; N 28, ст. 2879), подпункт 1 пункта 1 статьи 212; подпункт 2 пункта 1 статьи 219.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.