Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 226771-5 "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
Принятие предлагаемого Федерального закона позволит привести судебную систему в Самарской области в соответствие с действующим федеральным законодательством.
С 1 января 2004 года введен в действие пункт 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
На территории Самарской области 2 районных суда (Алексеевский и Елховский) являются двухсоставными, что делает невозможным реализацию положений вышеназванной нормы о рассмотрении дел коллегией из трех судей и создает возможность нарушения конституционных прав граждан. Аналогичная ситуация складывается в 15 трехсоставных судах (Богатовском, Исаклинском, Камышлинском, Челно-Вершинском, Красноармейском, Большеглушицком Нефтегорском, Борском, Клявлинском, Шенталинском, Пестравском, Кошкинском, Большечерниговском, Хворостянском, Приволжском) в случаях временного отсутствия одного из судей и их занятости в рассмотрении других дел.
Анализ нагрузки судей указанных районных судов и перспективы роста населения районов свидетельствуют о том, что вводить дополнительные единицы судей в них не целесообразно.
Выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения Алексеевского, Борского, Камышлинского, Челно-Вершинского и Шенталинского, Пестравского, Елховского, Большечерниговского, Хворостянского районных судов Самарской области с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Нефтегорскому, Богатовскому, Клявлинскому, Исаклинскому, Красноармейскому, Кошкинскому, Большеглушицкому, Приволжскому районным судам Самарской области соответственно.
Часть 2 статьи 21 Закона РСФСР от 08.07.81 N 976 "О судоустройстве РСФСР" (в редакции Федерального закона от 02.07.2003 N 88-ФЗ) предусматривает возможность создавать районные суды в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Штатная численность судей и сотрудников аппаратов упраздненных судов будет передана в указанные в законопроекте суды Самарской области и в часть районных судов г. Самары Самарской области.
Практически схема размещения судов не изменится, в подразделениях судов Самарской области судьи и сотрудники аппаратов останутся в том же составе.
Упразднение вышеуказанных районных судов с одновременной передачей вопросов, отнесенных к их ведению, в юрисдикцию других судов Самарской области будет направлено на совершенствование судебной системы.
Предлагаемые в проекте федерального закона границы территориальной юрисдикции Нефтегорского, Богатовского, Клявлинского, Исаклинского, Красноармейского, Кошкинского, Большеглушицкого, Приволжского районных судов Самарской области позволят более равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей.
Принятие данного Федерального закона не потребует внесения изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области" предполагает в связи с передачей полномочий по рассмотрению судебных дел из упраздняемых судов Самарской области в соответствующие действующие суды Самарской области изготовление дополнительных печатей, штампов, бланков, замену вывесок районных судов, а также удостоверений председателей, федеральных судей и работников аппаратов судов.
На эти цели, согласно расчету Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Самарской области, потребуется 173,4 тыс. рублей. Данные затраты могут быть произведены за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на текущее материально-техническое обеспечение федеральных судов общей юрисдикции Самарской области.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.