Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 226771-5 "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области", внесенный Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона N 226771-5 "Об упразднении некоторых районных судов Самарской области", внесенный Самарской Губернской Думой, и отмечает следующее.
Представленным законопроектом предлагается упразднить Алексеевский, Борский, Камышлинский, Челно-Вершинский, Шенталинский, Пестравский, Елховский, Большечерниговский, Хворостянский районные суды Самарской области, передав вопросы осуществления правосудия, относящиеся к их ведению, в юрисдикцию Нефтегорского, Богатовского, Клявлинского, Исаклинского, Красноармейского, Кошкинского, Большеглушицкого, Приволжского районных судов Самарской области.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, принятие предлагаемого федерального закона позволит привести судебную систему в Самарской области в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Предлагаемые проектом изменения обусловлены требованием пункта 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
В настоящее время в двух районных судах Самарской области (Алексеевском и Елховском) недостаточная штатная численность федеральных судей (две единицы) не позволяет данным судам реализовать указанное требование Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и создает возможность нарушения конституционных прав граждан. Остальные вышеназванные районные суды Самарской области являются трехсоставными, что также затрудняет реализацию в них положений вышеназванной нормы в случаях временного отсутствия одного из судей или их занятости в рассмотрении других дел.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, анализ нагрузки судей указанных районных судов и перспективы роста населения этих районов свидетельствуют о том, что вводить в них дополнительные единицы судей нецелесообразно. Кроме того, предлагаемое преобразование судов Самарской области позволит более равномерно распределить нагрузку на федеральных судей при рассмотрении дел.
Комитет отмечает, что предлагаемое проектом упразднение указанных районных судов Самарской области с передачей вопросов осуществления правосудия, относящихся к их ведению, в юрисдикцию других районных судов соответствует части 2 статьи 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР", позволяющей создавать суды в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Комитета, принятие Федерального закона даст возможность без увеличения штатной численности судей реализовать положения пункта 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также рационально распределить рабочую нагрузку между судьями.
Правительство Российской Федерации в своем заключении от 3 июня 2009 года N 2483п-П4 поддерживает законопроект.
По проекту имеется также положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.
На основании вышеизложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 15 октября 2009 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.