Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 258592-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 258592-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации, действующего пенсионного законодательства, а также проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Проект бюджета Пенсионного фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Фонд) сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2012 года, а также в условиях изменения бюджетного законодательства и законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды и имеет целый ряд особенностей.
Утверждение распределения бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом осуществляется только на 2010 год, тогда как на плановый период 2011 и 2012 годов утверждаются только основные характеристики бюджета Фонда и распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета.
В соответствии с федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" основные характеристики бюджета Фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов подготовлены с учетом исполнения функций и задач, возложенных указанными федеральными законами на Фонд, в том числе, возникающих с 1 января 2010 года.
Так, начиная с 1 января 2010 года, формирование финансовой базы бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из суммарного размера тарифа на 2010 год в размере 20 процентов, на 2011 и 2012 годы - 26 процентов. При этом в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусмотрена компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Формирование расходов бюджета Фонда на пенсионное обеспечение на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов осуществлялось с учетом валоризации (повышения) с 1 января 2010 года пенсионных прав граждан, приобретенных до 2002 года, других мероприятий по совершенствованию пенсионного обеспечения, а также мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Финансовое обеспечение валоризации предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Общий объем доходов на 2010 год прогнозируется в сумме 4 680,04 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 42,6 процента, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая бюджета) - 4 263,34 млрд. рублей, или с ростом к уровню предыдущего года на 42,4 процента.
Объем поступлений из других бюджетов бюджетной системы в составе указанной суммы в 2010 году составит:
из федерального бюджета - 2 530,0 млрд. рублей;
из бюджетов субъектов Российской Федерации - 4,5 млрд. рублей.
В плановом периоде объем доходов прогнозируется:
в 2011 году в сумме 5 264,01 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 12,5 процента, из них по распределительной составляющей - 4 778,81 млрд. рублей с ростом на 12,1 процента, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета - 2 145,9 млрд. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации - 5,0 млрд. рублей;
в 2012 году в сумме 5 779,16 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 9,8 процента, из них по распределительной составляющей 5 215,47 млрд. рублей с ростом на 9,1 процента, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета - 2 355,1 млрд. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации - 5,5 млрд. рублей.
Общий объем расходов на 2010 год планируется в сумме 4 398,04 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 44,6 процента, из них по распределительной составляющей - 4 263,34 млрд. рублей с ростом на 42,2 процента.
В плановом периоде объем расходов прогнозируется:
на 2011 год в сумме 4 894,37 млрд. рублей или с ростом на 11,3 процента, из них по распределительной составляющей - 4 778,81 млрд. рублей с ростом на 12,1 процента;
на 2012 год в сумме 5 360,30 млрд. рублей с ростом на 9,5 процента, из них по распределительной составляющей - 5 215,47 млрд. рублей с ростом на 9,1 процента.
Превышение доходов над расходами бюджета Фонда прогнозируется только по накопительной составляющей бюджета и составит в 2010 году - 282,0 млрд. рублей, в 2011 году - 369,64 млрд. рублей; в 2012 году - 418,87 млрд. рублей.
Удельный вес общего объема доходов Фонда по отношению к ВВП в 2010 году составит 10,8 процента, что на 2,4 процента выше аналогичного показателя 2009 года. В плановом периоде 2011 и 2012 годов удельный вес доходов Фонда по отношению к ВВП существенно не изменится и останется на уровне 11 процентов.
Удельный вес общего объема расходов Фонда по отношению к ВВП в 2010 году также увеличится по сравнению с 2009 годом на 2,4 процента и составит 10,2 процента. В плановом периоде 2011 и 2012 годов изменения этого показателя не планируется, и прогнозируется на уровне 10 процентов.
Формирование доходной части бюджета Фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов осуществлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с законодательством с 1 января 2010 года упраздняется единый социальный налог, взамен которого вводится уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год определен в размере 20%, что соответствует общему уровню платежа, действующему в 2005 - 2009 гг. исходя из ставки единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет (6 процентов) и тарифа на обязательное пенсионное страхование (14 процентов).
Отчисления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за лиц 1967 года рождения и моложе установлены в размере 6 процентов, что так же соответствует уровню, действующему в 2009 году.
Вместе с тем, с 1 января 2010 года взамен применяемой ранее для целей уплаты страховых взносов регрессивной шкалы налогообложения устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов, которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. В 2010 году указанная предельная величина определена в сумме 415 тыс. рублей (нарастающим итогом с начала расчетного периода).
При этом на период 2010 - 2014 годов для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов и др.) устанавливаются пониженные тарифы уплаты страховых взносов. Компенсация выпадающих в результате этого доходов бюджета Фонда предусматривается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В целом увеличение прогнозируемого объема доходов в 2010 году обусловлено, прежде всего, проведением, начиная с 2010 года, пенсионной реформы и заменой единого социального налога, частично зачисляемого в федеральный бюджет, страховыми взносами, которые в полном объеме будут зачисляться в доходы государственных внебюджетных фондов, в том числе бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (с учетом поступлений страховых взносов в виде фиксированного платежа, а также в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года) прогнозируется в сумме 2 085,3 млрд. рублей, из них:
на выплату страховой части трудовой пенсии - 1 726,0 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 85,7 процента;
на выплату накопительной части трудовой пенсии - 359,3 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 36,7 процента.
Поступления недоимки, пени и штрафов по взносам в Пенсионный фонд в 2010 году определены на основании действующих по состоянию на 1 января 2010 г. графиков погашения задолженности, утвержденных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, и планируются в сумме 1,1 млрд. рублей, что на 31,5 процента превышает аналогичный показатель 2009 года.
Прогноз поступления в 2010 году сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемых в Фонд, определен в сумме 5,0 млрд. рублей, что в два раза превышает прогноз указанных поступлений на 2009 год.
Поступления взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Фонд на выплату доплат к пенсии, прогнозируются на 2010 год в сумме 2,34 млрд. рублей или со снижением по сравнению с уровнем 2009 года на 4,96 процента.
В структуре доходной части бюджета Фонда на 2010 год продолжает оставаться на высоком уровне доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Общий объем этих поступлений планируется в сумме 2 534,5 млрд. рублей и составляет более 54 процентов от общего объема доходов бюджета Фонда.
Суммы учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" для передачи Фонду и составляют 2 530,0 млрд. рублей, что на 23,2 процента превышает аналогичный показатель 2009 года.
Объем межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010 году составит 4,5 млрд. рублей или с ростом по отношению к 2009 году на 55,2 процента.
Расходы Фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации.
Основной удельный вес в составе расходов бюджета Фонда занимают расходы по разделу "Социальная политика" и составляют более 98 процентов общей суммы расходов, из них:
расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан составляют 3715,8 млрд. рублей или 85,9 процента суммы расходов по данному разделу;
расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 343,8 млрд. рублей, или 7,9 процента;
расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 23,2 млрд. рублей, или 0,5 процента.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств составит в 2010 году 4 197,96 млрд. рублей, или 95,5 процента от общего объема расходов бюджета Фонда.
Объем бюджетных ассигнований, не связанных с исполнением публичных нормативных обязательств, составит в 2010 году 200,08 млрд. рублей. В эти расходы включены расходы, связанные с обеспечением деятельности Фонда, и расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц; средства пенсионных накоплений для передачи в негосударственные пенсионные фонды.
Представленным проектом бюджета Фонда предполагается проведение в 2010 году и плановом периоде 2011 и 2012 годов следующих мероприятий:
размер трудовых пенсий в 2010 году будет увеличен на 6,3 процента с 1 апреля; в 2011 году - на 10,0 процентов с 1 февраля и на 0,5 процента с 1 апреля; в 2012 году - на 8 процентов с 1 февраля;
пенсии по государственному пенсионному обеспечению будут увеличиваться поэтапно: в 2010 году - с 1 апреля на 12 процентов и с 1 июля - на 3,5 процента; в 2011 году - с 1 апреля на 10 процентов и с 1 июля - на 2,9 процента; в 2012 году с 1 апреля на 8 процентов и с 1 июля - на 3 процента;
размеры ежемесячных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан будут проиндексированы с 1 апреля в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2010 году на 10 процентов, в 2011 году - на 8 процентов, в 2012 году - на 7 процентов.
Расходы на обязательное пенсионное страхование по выплате трудовых пенсий с учетом затрат на их доставку определены с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанные изменения предусматривают осуществление с 1 января 2010 года валоризации (повышения) пенсионных прав, приобретенных до 2002 года, путем индексации на 10 процентов и повышения сверх того на 1 процент (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Расходы на выплату трудовых пенсий определены исходя из среднегодовой численности получателей указанных пенсий и среднегодового размера трудовой пенсии (с учетом запланированной на соответствующий год индексации, а также с учетом увеличения трудовой пенсии в связи с перерасчетом (корректировкой).
В 2010 году средний размер трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2009 годом на 1 622,45 рублей (или на 25,8 процента) и составит 7 902,12 рублей. Наибольшее влияние на рост трудовых пенсий окажет увеличение размера, исчисленного из суммы расчетного капитала с учетом суммы валоризации, который в 2010 году составит 4 603,7 рублей, что на 43,7 процента больше аналогичного показателя 2009 года.
Размер социальной пенсии в 2010 году превысит прогнозируемую величину прожиточного минимума пенсионера на 3,7 процента и составит 4 956,48 рублей.
В 2010 году объем расходов на выплату трудовых пенсий запланирован в сумме 3 400,7 млрд. рублей, из них 502,2 млрд. рублей - расходы на валоризацию (повышение) пенсионных прав, приобретенных до 2002 года. При этом, предполагаемый объем поступления страховых взносов в 2010 году не обеспечивает прогнозируемые расходы на выплату страховой части трудовой пенсии.
Сбалансированность бюджета Фонда обеспечивается за счет средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда, которые в общих доходах Фонда составляют в 2010 году - 24,9 процента. На указанные цели в 2010 году из федерального бюджета планируется выделить 1 166,3 млрд. рублей, что более чем в три раза превышает объем средств, направленных на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2009 году.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда в 2010 году, будут направлены на осуществление целого ряда социальных выплат.
Так, на финансирование выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций предусмотрено 286,58 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 39,3 процента.
В составе этих расходов наибольший удельный вес занимают расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на финансирование которых предусмотрено 252,76 млрд. рублей.
Расходы на указанные цели определены в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2010 года, и включают расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации (с учетом выплат за прошлые периоды, а также затрат на перевод указанных пенсий за пределы Российской Федерации).
В общей сумме этих расходов учтены расходы:
- на увеличение размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим в сумме 1,0 млрд. рублей;
- на установление пенсий за выслугу лет летчикам-испытателям, космонавтам, а также пенсии по случаю потери кормильца членам семей космонавтов в общей сумме 0,49 млрд. рублей;
- в связи с установлением пенсии по инвалидности согласно группе инвалидности - 0,58 млрд. рублей;
- на повышение пенсий инвалидам III группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи - 0,28 млрд. рублей.
В проекте бюджета Фонда предусмотрены средства на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) в общей сумме 343,8 млрд. рублей.
В составе этих расходов учтены средства, предназначенные для частичной передачи их, по итогам определения после 1 октября текущего финансового года контингента граждан, изъявивших желание на предоставление набора социальных услуг (услуги), в бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Минздравсоцразвития России для предоставления набора социальных услуг (услуги), а также средства, направляемые Минфином России в соответствии с нормами настоящего Федерального закона, федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на осуществление ЕДВ лицам, проходящим (проходившим) указанную службу и имеющим право на получение государственной социальной помощи, включая выплаты в страны Балтии.
На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан (ДЕМО) с учетом расходов на доставку, а также выплат ДЕМО гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в 2010 году предусмотрены средства в общей сумме 11,14 млрд. рублей или с сокращением к уровню 2009 года на 11,2 процента, из них:
на улучшение материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - 10,49 млрд. рублей;
на улучшение материального положения инвалидов вследствие военной травмы" - 0,65 млрд. рублей.
Средства на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы предусматриваются в 2010 году - 79,0 млн. рублей.
На оплату проезда пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно в 2010 году предусматривается 1,0 млрд. рублей.
Расходы на осуществление доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации предусматриваются в 2010 году в сумме 2,34 млрд. рублей или на 4,96 процента ниже уровня предыдущего года. При этом, данные расходы сбалансированы с предполагаемыми доходами от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Средства на выплаты материнского капитала в 2010 году увеличены по сравнению с 2009 годом в 2,3 раза и составляют 102,0 млрд. рублей. В соответствии с определенными законодательством направлениями использования материнского (семейного) капитала эти средства предполагается направить:
на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, включая ипотечные, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенным с организациями, в том числе кредитными, в сумме 30,1 млрд. рублей (исходя из численности 87,7 тыс. человек);
на предоставление единовременной выплаты в размере 12,0 тыс. рублей гражданам, у которых право на предоставление материнского (семейного) капитала возникнет с 1 октября по 31 декабря 2009 года в сумме 2,1 млрд. рублей (исходя из численности 172,0 тыс. человек);
Средства материнского (семейного) капитала, направляемые по заявлениям на формирование накопительной части трудовой пенсии, в 2010 году будут передаваться в негосударственные пенсионные фонды и в управляющие компании с отражением по соответствующей целевой статье расходов и в составе остатка средств пенсионных накоплений.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" по заявлениям об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии планируется направление во втором полугодии 2010 года средств материнского (семейного) капитала в сумме 0,79 млрд. рублей на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком (детьми) с отражением по соответствующей целевой статье расходов.
В связи с проведением пенсионной реформы в проекте бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 году впервые предусматриваются:
502,2 млрд. рублей - на валоризацию (повышение) расчетного пенсионного капитала (С 1 января 2010 г. пенсионные права граждан, приобретенные до 2002 года, будут дополнительно проиндексированы на 10 процентов, плюс 1 процент дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. Таким образом, получит справедливую оценку трудовой вклад людей, работавших в советский период.);
72,84 млрд. рублей - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов;
23,18 млрд. рублей - на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в целях доведения минимального уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, при условии, что региональный ПМП окажется ниже или равным федеральному ПМП;
4,11 млрд. рублей - на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов.
Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению определены на 2010 год из расчета размера пособия в сумме 4000 рублей (с учетом применения районного коэффициента) и ожидаемой общей численности получателей около 1,5 млн. человек в год. Расходы на индексацию размера пособия в 2010 году не предусмотрены.
Общая сумма расходов на указанные цели составит в 2010 году 6,5 млрд. рублей.
Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, определены в 2010 год в сумме 4,15 млрд. рублей или с ростом по сравнению с 2009 годом на 42 процента, что соответствует прогнозируемым поступлениям трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через службы занятости.
В связи с проведением мероприятий по подготовке к празднованию 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне в проекте бюджета Фонда предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 10,1 млрд. рублей на осуществление единовременной выплаты отдельным категориям граждан исходя из следующих размеров выплат:
ветеранам войны из числа федеральных категорий льготников (включая вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также несовершеннолетних узников нацистских концлагерей, тюрем и гетто) - в размере 5 тыс. рублей;
ветеранам войны из числа тружеников тыла и совершеннолетних узников нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 1 тыс. рублей.
Ожидаемая численность указанных лиц из числа пенсионеров, пенсии которым назначаются и выплачиваются органами Фонда, составляет 4,9 млн. человек.
В бюджете Фонда в 2010 году не предусматриваются расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
Общие затраты на доставку пенсий и других социальных выплат в 2010 году учтены в сумме 30,7 млрд. рублей, из них финансируемые за счет средств федерального бюджета - 8,9 млрд. рублей, и учтены в пределах общих сумм расходов по соответствующим видам пенсий (выплатам).
С учетом обеспечения сбалансированности бюджета Фонда предельно допустимая сумма расходов бюджета Фонда в 2010 году по оплате услуг на доставку (с учетом НДС) пенсий и других социальных выплат организациями федеральной почтовой связи и другими организациями (альтернативными структурами) сохранена в полном объеме на уровне 2009 года. Таким образом, указанные расходы предусматриваются в пределах 0,97 процента доставленных сумм (в 2009 году - 1,35 процента).
Принимая во внимание многочисленные обращения, связанные с уменьшением размера тарифа на доставку пенсий, пособий и иных социальных выплат, осуществляемых Фондом, информируем, что оплата услуг по доставке пенсий осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах общего объема финансирования расходов на эти цели, предусмотренных федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год и плановый период. При этом регулирование финансовых потоков средств, переданных Фондом на оплату услуг по доставке в зависимости от категории населенного пункта, в котором проживает пенсионер, может осуществляться непосредственно ФГУП "Почта России".
Конкретный размер оплаты может устанавливаться договором с учетом географического, демографического факторов, применяемой технологии доставки сумм (оплата на дому, через кассу организации, осуществляющей доставку, зачисление сумм на счет получателя в кредитной организации, в том числе с применением банковской карты) и других факторов, влияющих на размер этой оплаты, но в пределах расходов, предусмотренных на эти цели в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
По мнению Комитета, сохранение объемов финансирования услуг по доставке пенсий на уровне 2009 года никоим образом не должно сказаться на снижении качества услуг, поскольку данная проблема в большей степени связана с финансово-хозяйственной деятельностью организаций федеральной почтовой связи, включая деятельность по оказанию услуг по доставке пенсий.
Общая сумма расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены на 2010 год в сумме 70,4 млрд. рублей, или с ростом к аналогичным показателям 2009 года на 11,2 процента. Указанные расходы составляют 1,6% от общих расходов бюджета Фонда.
В связи с изменением начиная с 2010 года законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и соответствующим изменением функций, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, а также введением функции администрирования страховых взносов, при определении расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов учтено поэтапное увеличение штатной численности работников Фонда: с 1 января 2010 года - на 5000 единиц и с 1 января 2011 года - на 5000 единиц.
Расходы на приобретение и строительство помещений для территориальных органов Фонда на 2010 год предусмотрены в сумме 1,5 млрд. рублей или на 19,5 процента ниже показателя 2009 года. Основными приоритетными направлениями деятельности Фонда на предстоящий период в данной области являются: обеспечение размещения вновь принимаемых сотрудников территориальных органов Фонда для организации администрирования страховых взносов; обеспечение дальнейшего развития системы клиентских служб по работе со всеми категориями плательщиков страховых взносов в целях реализации нового законодательства по совершенствованию пенсионной системы и создание необходимых условий для приема населения; уменьшение количества арендуемых площадей; сокращение количества ветхих зданий и помещений, неприспособленных для нужд Фонда; принятие мер по надлежащей пожарной защищенности административных зданий и служебных помещений.
Потребность в площадях и средствах на капитальные вложения рассчитана согласно требованиям строительных норм и правил в части расчетных нормативов помещений общественных зданий административного назначения и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
По накопительной составляющей бюджета Фонда доходы составят:
в 2010 году - 416,7 млрд. рублей млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 44,3 процента, из них:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в размере, определенном исходя из стоимости страхового года, суммы недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, составляют 358,9 млрд. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Фонд, - 5,0 млрд. рублей.
Прогнозируемый объем доходов по накопительной составляющей бюджета Фонда в плановом периоде составляет:
в 2011 году - 485,2 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 16,4 процента;
в 2012 году - 563,7 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 16,2 процента.
В состав расходов по накопительной составляющей бюджета Фонда включены расходы на ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и лиц, добровольно вступивших в правоотношения по пенсионному страхованию, выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц и передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.
Общий объем этих расходов в 2010 году составит 134,7 млрд. рублей, что более чем в три раза превышает уровень предыдущего года. В основном это связано с увеличением средств, передаваемых в негосударственные пенсионные фонды, на основе прогноза роста численности застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления с помощью негосударственных пенсионных фондов.
Прогнозируемый объем расходов по накопительной составляющей бюджета Фонда в плановом периоде составляет:
в 2011 году - 115,56 млрд. рублей, что ниже уровня предыдущего года на 14,2 процента;
в 2012 году -144,83 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 25,3 процента.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации запланированы на 2010 год в сумме 3,0 млрд. рублей.
Выплата накопительной части трудовой пенсии за счет пенсионных накоплений запланирована на 2010 год в сумме 499,0 млн. рублей исходя из числа получателей 1,43 млн. человек.
Объем средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2011 года составит 1 243,6 млрд. рублей. В доверительное управление управляющим компаниям будет направлено 1 041,1 млрд. рублей.
Увеличение остатка пенсионных накоплений в 2010 году составит 282,0 млрд. рублей.
Таким образом, средства пенсионных накоплений на конец 2012 года оцениваются в 2 032,1 млрд. рублей.
При этом обращается внимание, что уровень доходов, полученных от государственной управляющей компании, предусматривается законопроектом в 2010 году на уровне 5,88 процента, что значительно ниже прогнозируемого уровня инфляции на 2010 год - 10 процентов.
В условиях нестабильной ситуации на фондовых рынках, при наличии действующих механизмов инвестирования существует вероятность не достичь запланированного уровня доходов, полученных от управляющих компаний, что может привести к обесцениванию средств пенсионных накоплений.
Рассмотрев проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов, Комитет отмечает, что в целом бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета и позволяет обеспечить решение поставленных в бюджетном послании Президента Российской Федерации задач в области пенсионной системы.
Представленный проект бюджета Фонда направлен на реализацию в 2010 - 2012 годах мер по дальнейшему развитию пенсионной системы и учитывает такие важные направления как:
переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы по единому для всех организаций и работодателей тарифу независимо от отраслевой принадлежности;
установление переходного периода, в течение которого для страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы в высокотехнологичном секторе экономики и сельском хозяйстве, а также для организаций, использующих труд инвалидов, предусматриваются пониженные тарифы страховых взносов с их поэтапным увеличением до общеустановленного размера и компенсацией выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов за счет средств федерального бюджета;
установление размера тарифа страхового взноса в 2010 году на уровне ставки единого социального налога в 2009 году (20%), а начиная с 2011 года - на уровне 26%, исходя из необходимого объема финансирования трудовых пенсий;
перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов;
введение предельного размера выплат работнику для начисления страховых взносов в 2010 году в размере 415 тыс. рублей (около 160% среднемесячной заработной платы) и ежегодной индексации этого предельного размера в соответствии с ростом средней заработной платы;
переход на ежеквартальный персонифицированный учет страховых взносов;
введение минимального уровня материального обеспечения, который с учетом пенсии и иных мер социальной поддержки обеспечивал бы пенсионеру прожиточный минимум;
установление социальной доплаты неработающим пенсионерам, совокупный размер материального обеспечения которых (включая пенсии, дополнительное (социальное) обеспечение, ежемесячные денежные выплаты и денежные эквиваленты натуральных льгот) не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации в целях доведения уровня обеспечения до указанной величины.
Вместе с тем, в связи со значительной долей средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда на покрытие его дефицита, Комитет обращает внимание на необходимость дальнейшей работы по обеспечению выполнения задач в части формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу, в том числе на упорядочение источников финансирования пенсий, эффективного управления пенсионными накоплениями.
Кроме того, необходимо продолжить совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование накопительного компонента пенсионной системы, в том числе законодательное урегулирование порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и инвестирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также определения понятия сохранности пенсионных накоплений, механизма возмещения убытков и мер ответственности управляющих компаний, допустивших убытки.
Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость принятия федерального закона, определяющего правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации Пенсионного фонда Российской Федерации, а также перечень его полномочий и порядок финансирования административных расходов Фонда при реализации им передаваемых ему полномочий Российской Федерации. До настоящего времени такой законодательный акт не принят.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.