Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям пятого созыва
по проекту федерального закона N 164086-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка отчуждения земельных участков в границах охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения) - внесен членом Совета Федерации С.А. Шуваловым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 164086-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнить положением о том, что разрешается приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации занятых ими земельных участков, в отношении земельных участков, находящихся в границах охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения. Действующая редакция рассматриваемой нормы не допускает приватизацию объектов недвижимости без одновременной приватизации земельных участков, на которых такие объекты расположены. Исключением из этого правила являются случаи, когда земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Комитет не усматривает целесообразности предлагаемого изменения по следующим основаниям.
Прежде всего следует отметить, что Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" различают земельные участки, на которых расположены объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, а также земельные участки, предоставляемые для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения.
Вместе с тем в законопроекте речь идет о "земельных участках, находящихся в границах охранных зон, на которых расположены объекты системы газоснабжения". Таким образом, законопроект допускает смешение двух совершенно различных понятий, что не может быть поддержано.
Согласно пункту 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, включенные в границы охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Указанный особый режим использования земельных участков заключается в том, что правообладатели земельных участков при их использовании не могут возводить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Кроме этого, правообладателям указанных земельных участков запрещается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения (уполномоченной организации) выполнять работы по обслуживанию и ремонту системы газоснабжения, ликвидации последствий аварий и катастроф (статья 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и пункт 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 3 статьи 90" следует читать "пункт 3 части 6 статьи 90"
Таким образом, не понятно, каким образом применяемый в настоящее время правовой режим использования земельных участков в границах охранных зон объектов газоснабжения "препятствует переходу права собственности на объекты газификации из государственной собственности в собственность покупателя", о чем утверждает автор законопроекта.
В связи с вышеизложенным Комитет не поддерживает проект федерального закона N 164086-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.