Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)"
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" (далее - законопроект) предусмотрена пунктом 24 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р.
Основной идеей и целью законопроекта является создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала. Задачей законопроекта является создание эффективного правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг.
Под секьюритизацией в законопроекте понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.
Для обеспечения правовых условий процесса секьюритизации законопроектом вносятся изменения в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
1. Изменения, вносимые законопроектом в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основная модель секьюритизации финансовых активов предполагает, что исполнение обязательств по выпускаемым ценным бумагам обеспечивается залогом прав требований, которые непосредственно и являются объектом секьюритизации. В то же время российское законодательство о залоге прав носит фрагментарный, а в некоторых вопросах противоречивый характер, что увеличивает риски инвесторов при использовании данного вида имущества в качестве предмета залога при выпуске ценных бумаг.
Решение данной проблемы предполагается путем принятия отдельного законодательного акта, устанавливающего особенности обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада). В связи с этим, статья 334 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации дополняется законопроектом новым пунктом 2.1, которым предусмотрена возможность установления законом особенностей залога движимого имущества, обеспечивающего исполнение по отдельным видам обязательств.
2. Изменения, вносимые законопроектом в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменения, вносимые в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, направлены на совершенствование правого регулирования сделок, совершаемых в рамках заключения договора финансирования под уступку денежного требования. Внесение соответствующих поправок в контексте секьюритизации обусловлено необходимостью гарантировать инвесторам, приобретающим ценные бумаги, обеспеченные правами требования, действительность продажи указанных прав требований.
Так, внесение в статью 824 Гражданского кодекса Российской Федерации указания на возможность применения предусмотренных главой 43 Гражданского кодекса Российской Федерации положений об уступке к иным сделкам, в случаях, установленных федеральным законом, имеет целью обеспечить применение к сделкам уступки, совершаемым для целей секьюритизации финансовых активов, более современного и отвечающего потребностям хозяйственной практики правового режима.
Практика осуществления соответствующих операций на развитых рынках показывает, что процесс секьюритизации, как правило, затрагивает сотни, а зачастую и тысячи, прав требований, уступаемых специализированному финансовому обществу в обмен на финансирование. Заключение договора, регламентирующего уступку права требования по каждому из уступаемых прав, является нецелесообразным. Однако российское законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос о возможности уступки прав (требований) по нескольким обязательствам в рамках одного договора. Для устранения неопределенности в отношении возможности уступки прав (требований) оптом (по группе обязательств), уступки прав по денежным обязательствам в части, уступки прав (требований) по обязательствам, которые возникнут в будущем, вносятся изменения в статью 826 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменение законопроектом редакции статьи 827 Гражданского кодекса Российской Федерации при распространении указанных норм на сделки, совершаемые для целей секьюритизации, практически устраняет риск признания таких сделок недействительными по мотиву несоответствия их закону.
Положения, касающиеся порядка и последствий направления должнику уведомления об уступке (статья 830 Гражданского кодекса Российской Федерации), направлены на уточнение правового положения должника и более четкого разрешения вопроса о том, в каких случаях следует считать, что должник исполнил обязательство, права по которому уступлены, надлежаще. Эти изменения обеспечивают защиту как должника, так и финансового агента.
Особенно существенными и необходимыми являются изменения, обеспечивающие защиту прав финансового агента не только в отношении клиента, но и в отношении третьих лиц, которым может быть произведено исполнение.
Вносимые законопроектом изменения в статью 831 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на определение того, чьи права на полученное от должника имеют приоритет в отношениях между финансовым агентом и клиентом, и в отношениях между финансовым агентом и третьими лицами, претендующими на "ценность" уступленного права (кредиторы в банкротстве, кредиторы клиента, по требованиям которых обращается взыскание на его имущество и т.д.).
Для целей охвата не только ситуаций, связанных с платежом в узком смысле этого слова, в предлагаемой редакции норма будет распространяться и на иное имущество, передаваемое в погашение долга. Такое дополнение позволяет закрепить преимущественное право финансового агента как на само право требования, являющееся предметом сделки, так и на полученное во исполнение обязательства имущество, и создать более эффективную и надежную обеспечительную конструкцию залога (обеспечительной уступки).
Изменения, вносимые в статью 832 Гражданского кодекса Российской Федерации, отражают необходимость более четкого закрепления принципа защиты должника в отношениях, возникающих в связи с уступкой прав (требований) финансовому агенту, согласно которому положение должника максимально не должно затрагиваться при передаче требований. Одновременно, для обеспечения защиты интересов финансового агента и снижения риска предоставления денежных средств (финансирования) под требования, против которых должником будут выдвинуты возражения, вытекающие из его отношений с клиентом, предлагается закрепить возможность предварительного отказа должника от возражений.
Изменения, вносимые в статью 833 Гражданского кодекса Российской Федерации, вызваны необходимостью устранения положения, при котором должник при уступке прав финансовому агенту при определенных ситуациях приобретает право требовать возврата сумм, полученных финансовым агентом, если последний не исполнил или недобросовестно исполнил свои обязательства перед клиентом. Так, закрепленный в действующей редакции пункта 2 статьи 833 Гражданского кодекса Российской Федерации подход нарушает принцип неизменности правового положения должника при уступке, предоставляя ему указанные выше права, ставя его в более выгодную ситуацию по сравнению с той, которая имела бы место при отсутствии уступки.
В часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации также вносятся изменения, позволяющие банку открыть клиенту номинальный банковский счет для проведения операций с денежными средствами, не являющимися собственными денежными средствами клиента (владельца счета). Введение данного института позволит минимизировать риски при использовании услуг платежного агента, заключающихся в получении денежных средств от должников по обязательствам, права требования по которым секьюритизированы, и выплате доходов владельцам ценных бумаг, выпущенных в ходе секьюритизации.
Следует отметить, что изменения, вносимые законопроектом в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, вводят механизмы снижения риска смешения активов при секьюритизации, т.е. риска того, что поступления по секьюритизируемым правам (требованиям) могут быть смешаны с другими активами лица, осуществившего секьюритизацию или оказывающего услуги в ходе секьюритизации, в том числе связанные с обслуживанием соответствующих активов.
3. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об акционерных обществах".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об акционерных обществах", устраняют в отношении вновь создаваемого для целей секьюритизации специализированного финансового общества действующие ограничения в отношении осуществления акционерным обществом эмиссии облигаций. Так, исключаются требование о запрете размещать облигации без обеспечения ранее третьего года существования специализированного финансового общества, а также требование, ограничивающее объем эмиссии облигаций размером уставного капитала общества либо величиной обеспечения, предоставленного ему в этих целях третьими лицами.
Указанными изменениями устраняются препятствия для выпуска корпоративных облигаций специализированным финансовым обществом.
4. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", позволяют иными федеральными законами устанавливать особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации специализированных финансовых обществ, создаваемых в форме обществ с ограниченной ответственностью.
5. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".
Изменениями, вносимыми в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", вводится правовое регулирование процесса секьюритизации финансовых активов посредством эмиссии облигаций.
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" дополняется новой главой 3.1, целиком посвященной регулированию деятельности специализированного финансового общества, в том числе осуществлению эмиссии облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по денежным обязательствам (денежных требований) и (или) ценных бумаг.
В частности, законопроектом устанавливается специальная правоспособность специализированного финансового общества. В связи с этим, предметом деятельности такого общества может быть только приобретение прав (требований) по обязательствам и (или) ценных бумаг, осуществление эмиссии облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается за счет указанных прав (требований) и (или) ценных бумаг, а также осуществление иных сделок, которые носят вспомогательный характер по отношению к приобретению прав (требований) и осуществлению эмиссии указанных облигаций. С целью исключения возможности появления у специализированного финансового общества кредиторов, имеющих приоритетные требования по отношению требований владельцев облигаций, в законопроект включена норма, запрещающая данным организациям заключать трудовые договоры.
Специализированное финансовое общество будет создаваться в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В то же время, учитывая цели, для достижения которых создается данное юридическое лицо, законопроектом исключаются либо ограничиваются в действии ряд норм Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", в том числе:
установлено, что указанное общество не вправе принимать решение об уменьшении своего уставного капитала, в том числе путем приобретения части размещенных им акций;
предусмотрено, что такие общества не имеют совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа, а полномочия единоличного исполнительного органа передаются управляющей компании;
предусмотрено исключение для данного вида обществ из правил корпоративного законодательства о приобретении и выкупе акционерным обществом размещенных акций, а также о порядке совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
введен запрет на добровольную реорганизацию специализированного финансового общества, а также предусмотрен особый порядок его добровольной ликвидации.
Законопроектом также устанавливаются специальные требования для выпуска специализированным финансовым обществом облигаций, а именно:
установлено, что денежные требования, залогом которых обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, приобретаются обществом на основании договора финансирования под уступку денежного требования. При этом, исполнение обязательств по облигациям специализированного финансового общества может обеспечиваться залогом существующих и (или) будущих денежных требований (в том числе денежных требований, основания для которых возникнут в будущем), состоящих из известных или предполагаемых доходов либо денежных поступлений, получение которых вытекает из условий уже заключенных договоров или на основании федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, подтверждающих будущее получение денежных средств;
закреплено, что номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать более чем в 20 раз размер уставного капитала этого общества;
предусмотрены специальные требования к содержанию проспекта облигаций такого общества (максимальный размер расходов специализированного финансового общества, исчерпывающий перечень таких расходов, сведения о юридических лицах, являвшихся кредиторами в отношении прав (требований), залогом которых обеспечивается исполнение обязательств по облигациями т.д.).
Законопроектом устанавливается, что ипотечный агент также является специализированным финансовым обществом. Однако выпуск облигаций с ипотечным покрытием обладает рядом отличий по сравнению с облигациями, эмиссию которых осуществляют специализированные финансовые общества, не являющиеся ипотечными агентами. В связи с этим, законопроектом определено, что порядок выпуска облигаций с ипотечным покрытием определяется иным законодательством (Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах").
Кроме того, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" дополняется нормами о субординировании выпусков облигаций (возможность осуществления эмиссии облигаций двух или более выпусков с установлением разной очередности исполнения обязательств по таким выпускам).
С целью защиты прав инвесторов, которые не обладают достаточной квалификацией для оценки рисков по финансовым инструментам, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" также вводит понятие облигаций с повышенным риском и устанавливает, что такие облигации предназначены только для квалифицированных инвесторов.
6. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах".
Изменениями, вносимыми в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" вводится правовое регулирование процесса секьюритизации финансовых активов посредством выдачи инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.
7. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", направлены на унификацию требований, предъявляемых к специализированным финансовым обществам, а также к требованиям о выпуске облигаций, и обусловлены поправками вносимыми законопроектом в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".
8. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", создают возможность осуществления "действительной продажи" финансовых активов в целях их секьюритизации - обеспечивается необратимость уступки финансовых активов, которые были секьюритизированы.
Кроме того, изменения, вносимые в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", "признают" субординированность разных выпусков облигаций, если она устанавливается, и в случае несостоятельности (банкротства) эмитента таких облигаций.
9. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", обусловлены поправками, предлагаемыми законопроектом в Гражданский кодекс Российской Федерации, и определяют особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах и во вкладах, права по которым переданы в залог, а также особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете.
Так, в частности, вводится правило о том, что обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах и во вкладах, права по которым переданы в залог, допускается только с целью удовлетворения требований по обязательствам, обеспеченным залогом прав по договору банковского счета (вклада). При этом обращение взыскания на указанные денежные средства должника с целью удовлетворения иных требований, предъявляемых к должнику, допускается законопроектом только в пределах суммы превышающей размер обеспеченного залогом обязательства.
10. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", устанавливают возможность передачи информации третьим лицам, на которую распространяются положения о банковской тайне, в отношении номинальных счетов и счетов (вкладов), права по которым переданы в залог. Кроме того, законопроектом предусматривается раскрытие кредитными организациями информации об уступке денежных требований в процессе секьюритизации.
11. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Изменения в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" обусловлены необходимостью урегулировать вопросы, связанные со страхованием вкладов физических лиц, права по которым переданы в залог.
12. Изменения, вносимые законопроектом в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации.
Изменения, вносимые в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают дополнительные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) при открытии или закрытии ими номинального банковского счета, а также особенности взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счете налогоплательщика, права по которому переданы в залог. Кроме того, законопроектом предусматриваются особенности налогового администрирования по номинальным банковским счетам и банковским счетам, права по которым переданы в залог.
13. Изменения, вносимые в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Процесс секьюритизации финансовых активов экономически эффективен при условии, что он не приводит к возникновению дополнительного налогообложения. Действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает обложение участников сделок секьюритизации финансовых активов налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом на прибыль. В связи с этим законопроектом предлагаются следующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено, что при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного от реализации права требования, над стоимостью реализованного товара (работ, услуг), а при последующей уступке требования - над суммой расходов на приобретение указанного требования.
Законопроект распространяет ранее установленный специальный порядок налогообложения прибыли у ипотечных агентов на все специализированные финансовые общества.
Принятие законопроекта позволит создать условия для финансирования и рефинансирования российских юридических лиц через выпуск ценных бумаг. Российские компании получат доступ к относительно недорогому финансированию. Становление рынка секьюритизированных ценных бумаг, в свою очередь, создаст новые благоприятные возможности инвестирования на российском рынке капитала. Институциональные инвесторы, в том числе пенсионные фонды и страховые компании, смогут инвестировать свои средства и получать доход от российских активов с низким уровнем риска. Широкое использование секьюритизации будет способствовать повышению ликвидности российского рынка кредитования. В целом, принятие законодательных норм, направленных на расширение возможностей по секьюритизации финансовых активов, будет способствовать углублению и расширению российского рынка капитала.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия актов федерального законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.