Заключение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку
на проект федерального закона N 249606-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)", внесенный Правительством Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона N 249606-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала, а также эффективного правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг.
Под секьюритизацией в законопроекте понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.
Законопроектом вносятся изменения в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
1. Изменения, вносимые законопроектом в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривают возможность установления отдельным законом особенностей залога движимого имущества, обеспечивающего исполнение по отдельным видам обязательств.
2. Изменения, вносимые законопроектом в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, направлены на совершенствование правого регулирования сделок, совершаемых в рамках заключения договора финансирования под уступку денежного требования. Внесение соответствующих поправок в контексте секьюритизации обусловлено необходимостью гарантировать инвесторам, приобретающим ценные бумаги, обеспеченные правами требования, действительность продажи указанных прав требований.
3. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об акционерных обществах", устраняют в отношении вновь создаваемого для целей секьюритизации специализированного финансового общества действующие ограничения в отношении осуществления акционерным обществом эмиссии облигаций.
4. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", позволяют иными федеральными законами устанавливать особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации специализированных финансовых обществ, создаваемых в форме обществ с ограниченной ответственностью.
5. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", вводят правовое регулирование процесса секьюритизации финансовых активов посредством эмиссии облигаций.
6. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", вводят правовое регулирование процесса секьюритизации финансовых активов посредством выдачи инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.
7. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", направлены на унификацию требований, предъявляемых к специализированным финансовым обществам, а также к требованиям о выпуске облигаций, и обусловлены поправками, вносимыми законопроектом в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".
8. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве", создают возможность осуществления "действительной продажи" финансовых активов в целях их секьюритизации, чем обеспечивается необратимость уступки финансовых активов, которые были секьюритизированы.
9. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", обусловлены поправками, предлагаемыми законопроектом в Гражданский кодекс Российской Федерации, и определяют особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах и во вкладах, права по которым переданы в залог, а также особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете.
10. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", устанавливают возможность передачи информации третьим лицам, на которую распространяются положения о банковской тайне, в отношении номинальных счетов и счетов (вкладов), права по которым переданы в залог. Кроме того, законопроектом предусматривается раскрытие кредитными организациями информации об уступке денежных требований в процессе секьюритизации.
11. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", обусловлены необходимостью урегулировать вопросы, связанные со страхованием вкладов физических лиц, права по которым переданы в залог.
12. Изменения, вносимые законопроектом в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают дополнительные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) при открытии или закрытии ими номинального банковского счета, а также особенности взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счете налогоплательщика, права по которому переданы в залог. Кроме того, законопроектом предусматриваются особенности налогового администрирования по номинальным банковским счетам и банковским счетам, права по которым переданы в залог.
13. Изменения, вносимые в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривают, что при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного от реализации права требования, над стоимостью реализованного товара (работ, услуг), а при последующей уступке требования - над суммой расходов на приобретение указанного требования.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, при этом считает необходимым обратить внимание на следующие недостатки, требующие доработки и устранения:
1. Положения проектируемого пункта 3 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому правила определения очередности списания денежных средств со счета, предусмотренные пунктами 1 и 2 указанной статьи, не распространяются на денежные средства, находящиеся на счете, права по которому переданы в залог, в размере обеспеченного залогом обязательства, нуждаются в дополнительном обсуждении, с учетом положений пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлена очередность кредиторов.
Новая редакция абзаца первого пункта 1 статьи 826 Гражданского кодекса Российской Федерации и проектируемый пункт 2 статьи 33 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" должны быть согласованы, поскольку в первом случае "существующие требования" и "будущие требования" зависят от момента возникновения обязательств, а во втором от срока исполнения обязательств.
Предлагаемая в новой статье 860.1 Гражданского кодекса Российской Федерации конструкция номинального банковского счета нуждается в более тщательной проработке, в том числе в части отграничения номинальных банковских счетов от иных банковских счетов, в части четкого установления полномочий владельца номинального банковского счета, а также в части однозначного определения выгодоприобретателя.
2. Новой статьей 15.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в систему профессиональных участников рынка ценных бумаг вводится специализированное финансовое общество - акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, созданное путем учреждения исключительно для осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств физических и юридических лиц посредством эмиссии облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом денежных требований и (или) ценных бумаг, принадлежащих такому обществу. При этом в абзаце третьем части 1 статьи 15.1 Федерального закона определено, что специализированное финансовое общество не вправе заключать трудовые договоры. В этой связи не ясно, о каких случаях заключения трудовых договоров идет речь.
3. Пунктом 1 статьи 7 законопроекта предлагается статью 23 Налогового кодекса Российской Федерации дополнить новым пунктом 3.1, устанавливающим обязанности организаций-владельцев номинального банковского счета по предоставлению налоговым органам информации о денежных средствах других организаций (индивидуальных предпринимателей), находящихся на таких счетах. Положения указанного проектируемого пункта 3.1 не относятся к предмету статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в указанной статье установлены обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов, а в указанном новом пункте речь идет об обязанностях организаций-владельцев номинального банковского счета, не связанных с их статусом налогоплательщиков. Представляется возможным обязанности организаций - владельцев номинального банковского счета изложить в самостоятельной статье как это предусмотрено статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанности банков по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков.
В новом пункте 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации используется понятие "начало (завершение) использования банковского счета", которое в законодательстве не определено.
Положения абзаца второго нового пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому организации-владельцы банковского счета сообщают в налоговый орган о денежных средствах, находящихся на номинальных банковских счетах, организаций и индивидуальных предпринимателей следует согласовать с абзацем шестым нового пункта 13 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих приостановление операций с денежными средствами нотариусов и адвокатов, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
4. В законопроекте содержатся многочисленные формулировки и правовые конструкции, которые, во-первых, не могут обеспечить устойчивость конструируемых отношений, во-вторых, создают предпосылки для двоякого толкования норм.
5. Законопроект путем введения соответствующих исключений допускает в ряде случаев возможность ограничения или расширения прав субъектов правоотношений подзаконными актами по сравнению с объемом прав, установленных федеральными законами. Ярким примером тому является предлагаемое изменение в пункт 1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор банковского счета может расторгаться по заявлению клиента в любое время, за исключением случаев, установленных, в частности, нормативными актами.
6. К законопроекту имеются и иные замечания, в том числе замечания юридико-технического характера.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 249606-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секъюритизации финансовых активов)", внесенный Правительством Российской Федерации, при условии его доработки во втором чтении с учетом имеющихся замечаний.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.