Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости" (далее - ТР) подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции от 1 мая 2007 г.).
Разработка проекта технического регламента "Об электромагнитной совместимости" проведена в соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 1403-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р
Основная идея настоящего законопроекта заключается в приведении нормативно-правовых требований к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие проекта ТР, в соответствие с положениями указанного федерального закона, а именно, в оптимизации состава обязательных требований по электромагнитной совместимости*, предъявляемых к техническим средствам различных классов и групп, и придании законодательной определённости способам оценки соответствия технических средств установленным требованиям в области электромагнитной совместимости.
Федеральный закон "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости" является правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при применении и подтверждении исполнения обязательных требований электромагнитной совместимости физическими и юридическими лицами при изготовлении и вводе в эксплуатацию объектов технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего федерального закона, а также при проведении оценки соответствия обязательным требованиям электромагнитной совместимости.
Проект ТР не должен регулировать отношения, связанные с использованием радиочастотного спектра.
Настоящий законопроект устанавливает:
объекты технического регулирования, на которые распространяется действие федерального закона, и способы их идентификации;
требования по электромагнитной совместимости к объектам технического регулирования;
правила и формы проведения обязательного подтверждения соответствия объектов технического регулирования по электромагнитной совместимости;
особенности порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных требований.
В Российской Федерации, до вступления в действие Федерального закона "О техническом регулировании", отсутствовало правовое регулирование в области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств. Выполнение положений данного закона, содержащего минимально необходимые требования по электромагнитной совместимости, должно исправить сложившуюся ситуацию. Предлагаемая концепция технического регулирования в ТР аналогична концепции принятой в 2004 г. Европейским Парламентом и Советом Директивы 2004/108/ЕС "О согласовании законодательных актов государств - членов ЕС, касающихся электромагнитной совместимости" (Европейская Директива ЭМС), являющейся правовым документом для членов ЕС (Директива 2004/108/ЕС заменяет Директиву 89/336/ЕЕС, принятую в 1989 г.)
Предлагаемые принципы технического регулирования в области электромагнитной совместимости технических средств основываются на единстве правил установления требований к техническим средствам, произведенным в Российской Федерации и ввозимым из-за границы, обязательности соблюдения требований к электромагнитной совместимости технических средств юридическими и физическими лицами, а также на соответствии технического регулирования возможностям национальной экономики и уровню научно-технического развития.
ТР разрабатывается и принимается в целях: защиты жизни и здоровья граждан; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; охраны имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Вместе с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федеральным законом от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О техническом регулировании" ТР "Об электромагнитной совместимости" должен создать современные законодательные основы технического регулирования в области электромагнитной совместимости в Российской Федерации.
Объектами технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона, являются технические средства, которые способны создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех, за исключением:
технических средств, предназначенных для применения только в условиях изолированной электромагнитной обстановки. Назначение технического средства для применения только в условиях изолированной электромагнитной обстановки должно быть установлено в технической и эксплуатационной документации на указанное техническое средство;
технических средств, относящихся к оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу;
технических средств, используемых в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;
технических средств, сведения о которых составляют государственную тайну;
средств связи, в том числе радиоэлектронных, требования по электромагнитной совместимости к которым устанавливаются техническим регламентом о безопасности средств связи.
Идентификация технических средств осуществляется визуально и путем анализа технической и (или) эксплуатационной документации.
При декларировании соответствия требованиям ТР идентификация проводится заявителем.
При осуществлении обязательной сертификации идентификация проводится органом по сертификации.
При проведении государственного контроля (надзора) идентификация проводится должностными лицами органов государственного контроля (надзора).
Проект ТР устанавливает требования по ограничению создания электромагнитных помех техническими средствами, и устойчивости технических средств к внешним помехам (аналогично Европейской Директиве ЭМС). В соответствии с пунктом 13 Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" в техническом регламенте устанавливается, что для выполнения требований технического регламента изготовитель технического средства может на добровольной основе применить национальные стандарты электромагнитной совместимости или своды правил, распространяющиеся на указанное техническое средство. Допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента.
При разработке проекта технического регламента использовались:
- международные стандарты, разработанные в рамках Международного специального комитета по радиопомехам (СИСПР);
- международные стандарты, разработанные в рамках Технического комитета 77 (ТК 77) "Электромагнитная совместимость" и других технических комитетов Международной электротехнической комиссии (МЭК);
- региональные (европейские) стандарты, гармонизированные с Европейской Директивой ЭМС, разработанные в рамках Европейского комитета по стандартизации в области электротехники и электроники (СЕНЕЛЕК);
- национальные стандарты Российской Федерации серий "Совместимость технических средств электромагнитная" и "Радиопомехи индустриальные".
Требования стандартов СИСПР на отдельные виды технических средств разрабатываются с целью защиты радиоприема от индустриальных радиопомех.
В национальных стандартах, гармонизированных с стандартами СИСПР регламентируются:
- напряжение индустриальных радиопомех;
- ток индустриальных радиопомех;
- мощность индустриальных радиопомех;
- напряженность поля индустриальных радиопомех.
Несмотря на то, что стандарты СИСПР формально распространяются на конкретные технические средства, они имеют более широкое применение, т.к. установленные в них нормы и методы измерения применяются во многих стандартах на различные технические средства.
В национальных стандартах, гармонизированных с стандартами ТК 77 МЭК регламентируются:
а) Кондуктивные низкочастотные электромагнитные помехи:
- гармоники, интергармоники напряжения электропитания;
- напряжения сигналов, передаваемых в цепях электропитания;
- колебания напряжения электропитания;
- провалы и кратковременные прерывания напряжения электропитания;
- несимметрия напряжений в трехфазных системах электроснабжения;
- изменения частоты питающего напряжения;
- наведенные низкочастотные напряжения;
- постоянные составляющие в сетях электропитания переменного тока.
б) Излучаемые низкочастотные электромагнитные помехи:
- магнитные поля;
- электрические поля.
в) Кондуктивные высокочастотные электромагнитные помехи:
- наведенные напряжения или токи непрерывных колебаний;
- апериодические переходные процессы;
- колебательные переходные процессы.
г) Излучаемые высокочастотные электромагнитные помехи:
- магнитные поля;
- электрические поля;
- электромагнитные поля, в том числе вызываемые:
непрерывными колебаниями;
переходными процессами.
д) Электростатические разряды.
Установленные в стандартах ТК 77 МЭК нормы на электромагнитные помехи и помехоустойчивость применяются во многих стандартах на различные технические средства.
В настоящее время в Российской Федерации действуют более ста национальных стандартов, эквивалентных международным и европейским стандартам по ЭМС, учитывающим существенные требования Европейской Директивы ЭМС. Подготовка этих стандартов была проведена в 2000-2007 г.г. российскими специалистами в области ЭМС. Эти стандарты являются основой при установлении требований ЭМС к техническим средствам и подтверждении соответствия при обязательной сертификации или декларировании и могут применяться для соблюдения требований технического регламента до принятия стандартов ЭМС, распространяющихся на продукцию конкретного вида.
В проекте ТР установлены общие положения о поступлении в обращение и вводе в эксплуатацию технических средств, в частности:
- технические средства, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, могут быть размещены на рынке и введены в эксплуатацию только в том случае, если подтверждено их соответствие требованиям настоящего технического регламента;
- положения настоящего технического регламента не должны препятствовать применению любым лицом дополнительных мер по обеспечению электромагнитной совместимости, относящихся к изготовлению, вводу в эксплуатацию или использованию технических средств, в том числе, направленных на защиту радиоприема или обеспечение функционирования радиоэлектронных средств и сетей связи в конкретных условиях использования радиочастотного спектра.
Проектом ТР определены формы оценки соответствия технических средств устанавливаемым требованиям по электромагнитной совместимости, как обязательное подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор) на стадии обращения технических средств на рынке. Обязательное подтверждение соответствия технических средств требованиям электромагнитной совместимости осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) или их обязательной сертификации. В проекте ТР установлено, что перечни технических средств, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Проектом ТР определены порядок декларирования технических средств и обязательной их сертификации, схемы обязательной сертификации.
В настоящее время полномочия федеральных органов исполнительной власти по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований электромагнитной совместимости в соответствующих положениях федеральных служб прописаны не четко, либо отсутствуют полностью.
В частности:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований и условий относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии), за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации технической защиты информации, по предотвращению ее утечки при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств, а также организует разработку и осуществляет учет перечней функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных систем и телекоммуникационных сетей, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям. ФСТЭК России имеет право осуществлять радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки.
Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за соблюдением требований настоящего проекта ТР осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на стадии обращения технических средств.
При проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с помощью средств измерений (испытаний) устанавливается соответствие технических средств требованиям настоящего Федерального закона путем отбора образцов и проведения испытаний (измерений) в соответствии с национальными стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.
Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, утверждается Правительством Российской Федерации.
В случае выявления нарушений требований настоящего проекта ТР органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю вправе:
1) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в том числе выдавать предписания об устранении нарушений и устанавливать обоснованный с учетом характера нарушений срок для исполнения предписаний;
2) выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии, в случае, если техническое средство не соответствует требованиям настоящего Федерального закона или декларант нарушил требования настоящего Федерального закона, в части электромагнитной совместимости технических средств;
3) направлять в органы, выдавшие сертификат соответствия, или органы, зарегистрировавшие декларацию о соответствии, информацию о необходимости приостановления или прекращения действия декларации о соответствии или сертификата соответствия;
4) привлекать изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
5) принимать решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве технических средств, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
Проектом ТР предусмотрено, что техническое средство должно сопровождаться всей необходимой информацией на русском языке.
Установлены требования к маркировке технических средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации. Проектом ТР установлены переходные положения и срок вступления Федерального закона в силу.
Проект ТР содержит 4 главы и 14 статей. Реализация указанных в разработанном проекте ТР требований позволит:
- упорядочить существующую нормативную правовую базу;
- снять избыточные и пересмотреть устаревшие обязательные требования, содержащиеся в стандартах и иных документах;
- провести приемлемую для российской экономики гармонизацию с международными нормами.
Реализация технического регламента не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Принятие данного законопроекта будет иметь положительные социально-экономические последствия, поскольку позволит систематизировать, упорядочить и стабилизировать требования к объектам технического регулирования путём задания необходимых обязательных требований и осуществления оценки соответствия на правовой основе.
------------------------------
* Электромагнитная совместимость - способность технического средства функционировать с заданным качеством в заданной электромагнитной обстановке и не создавать недопустимых электромагнитных помех другим техническим средствам. (ГОСТ 30372-95 / ГОСТ Р 50397-92 "Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения")
Финансово-экономическое обоснование
принятия федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости"
Реализация проекта федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости"
Принятие федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих нормативных правовых актов, составляющих законодательство Российской Федерации в области действия федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости", или принятия других актов федерального законодательства.
Принятию в связи с данным законопроектом подлежат следующие акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечней технических средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости" в форме обязательной сертификации и декларирования;
2. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости" и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
3. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов технических средств, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент "Об электромагнитной совместимости" и осуществления оценки соответствия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.