Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования"
1. Цели и задачи принятия Федерального закона "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования"
В течение первых двух недель 2008 года на территории Российской Федерации произошли взрывы бытового газа в жилых домах, что повлекло за собой гибель людей и значительные повреждения жилого фонда. Анализ чрезвычайных происшествий, которые произошли в регионах в последнее время, показал, что главной причиной аварий является отсутствие должного госнадзора в этой сфере. Прогремевшие взрывы привлекли внимание общества к проблеме безопасной эксплуатации домового газового оборудования, которая в течение длительного времени обсуждается среди специалистов в данной сфере. 20 марта 2008 года были проведены парламентские слушания на тему "О совершенствовании законодательства в сфере безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования". По итогам парламентских слушаний было принято решение внести в Государственную Думу проект федерального закона "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования", а также направить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в сфере безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования.
Таким образом, основной целью настоящего законопроекта является обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды путем установления обязательных требований к домовому газовому оборудованию и к связанным с ними процессам монтажа, переустройства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации.
2. Общая характеристика и концепция законопроекта
Данный законопроект состоит из 4 глав, 14 статей и 4 приложений.
В первой главе определяются: сфера применения настоящего законопроекта, основные понятия, применяемые в нем, правила идентификации объектов его регулирования.
Настоящий законопроект распространяется на домовое газовое оборудование многоквартирных и жилых домов, то есть на технологический комплекс системы газораспределения для подачи природного газа или сжиженного углеводородного газа (СУГ) из сети газораспределения, от групповой или индивидуальной баллонной установки СУГ к газоиспользующему оборудованию жилых помещений для использования газа в качестве топлива в жилых помещениях и помещениях общего пользования, не являющихся частями квартир, состоящий из следующих частей: присоединенная сеть газопотребления с наружными и внутренними домовыми газопроводами, газоиспользующее оборудование, групповые или индивидуальные баллонные установки СУГ, а также связанные с ним процессы монтаж и эксплуатации.
Данный законопроект не включает требования по обеспечению безопасности жизни или здоровья физических лиц, участвующих в производственных процессах монтажа и эксплуатации домового газового оборудования, регламентируемые законодательством об охране труда.
Во второй главе устанавливаются требования к домовому газовому оборудованию и к связанными с ними процессам монтажа и эксплуатации домового оборудования. Все они гармонизированы с международными нормами.
Третья глава настоящего законопроекта устанавливает формы оценки соответствия. Оценка соответствия домового газового оборудования проводится в форме государственной экспертизы проектной документации и приемки в эксплуатацию домового газового оборудования по завершению монтажных работ. Оценка соответствия процессов монтажа осуществляется в форме государственного контроля (надзора). Оценка соответствия процесса эксплуатации домового газового оборудования проводится в форме инспекционного контроля.
Четвертая глава - "Заключительные и переходные положения". В ней устанавливается срок вступления в силу данного технического регламента.
Приложение N 1 устанавливает перечень газоопасных работ, выполняемых при эксплуатации домового газового оборудования.
Приложение N 2 определяет требования к проведению инструктажа по правилам безопасного пользования газом.
Приложение N 3 устанавливает правила безопасного пользования газом в многоквартирных и жилых домах.
Приложение N 4 определяет классификацию домового газового оборудования.
3. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
Настоящий законопроект направлен на реализацию Федерального закона "О техническом регулировании" и устанавливает правовые нормы, направленные на обеспечение безопасности домового газового оборудования наряду с другими федеральными законами: Гражданский кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О газоснабжении в Российской Федерации"; постановлениями Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации", "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" и другими.
Настоящий законопроект регулирует отношения в области безопасности домового газового оборудования, а также процессов его монтажа и эксплуатации. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие требования, регулирующие отношения в области безопасности домового газового оборудования, не могут противоречить нормам настоящего законопроекта.
Технические требования безопасности домового газового оборудования на сегодняшней день установлены в следующих нормативных актах:
ГОСТ'ы:
- ГОСТ Р 50696-2006 "Приборы газовые бытовые для приготовления пищи";
- ГОСТ 19910-94 "Аппараты водонагревательные проточные газовые бытовые";
- ГОСТ 11032-97 "Аппараты водонагревательные емкостные газовые бытовые";
- ГОСТ 51733-2001 "Котлы газовые центрального отопления, оснащенные атмосферными горелками, номинальной тепловой мощностью до 70 кВт";
- ГОСТ Р51847-2001 "Аппараты водонагревательные проточные газовые бытовые";
- ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях";
- ГОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки";
СНиП'ы:
- СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии";
- СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные";
- СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные";
- СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование";
- СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы";
- СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- СНиП 12-01 Организация строительства;
- СНиП 2.09.04 Административные и бытовые здания;
СП:
- СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб";
- СП 31-106-2002 "Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов";
- СП 41-108-2004 "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе";
- ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
- СанПиН 2.1.2.1002.00 "Санитарно - эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям";
- ППБ 01-2003 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации";
- ОНД-86 "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий";
в ведомственных инструкциях, приказах и других документов федеральных органов исполнительной власти, которые будут носить обязательный характер до принятия законопроекта.
Проведение анализа данных документов позволило прийти к выводу, что в настоящее время на законодательном уровне не существует четкого и непротиворечивого регулирования отношений, связанных с домовым газовым оборудованием и процессами его монтажа и эксплуатации. Кроме того, указанный анализ выявил также отсутствие правоприменительной практики норм, содержащихся в вышеупомянутых актах.
Сложившаяся ситуация может вызвать повышение уровня аварийности в жилых и многоквартирных домах, который на данный момент и без того довольно высок.
Законопроект имеет ключевое значение для повышения эффективности государственного нормативного регулирования в области безопасности домового газового оборудования и приведения практики правоотношений в данной сфере в соответствие с международными нормами.
Система регулирования безопасности домового газового оборудования должна выглядеть следующим образом:
Технический регламент (Федеральный закон), другие федеральные законы;
Национальные стандарты и другие документы, принятые федеральными органами исполнительной власти и содержащие рекомендательные нормы;
Стандарты организаций.
4. Реализация законопроекта "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования"
Настоящий законопроект вступает в силу по истечении двух лет со дня его официального опубликования.
С момента введения в действие данного законопроекта нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим законопроекте применяются в части, не противоречащей ему.
В результате реализации данного законопроекта "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования" будет существенно снижена аварийность, связанная с домовым газовым оборудованием. Эта цель будет достигнута путем установления периодического контроля за исправной работой домового газового оборудования, что, в свою очередь, позволит обнаруживать недостатки в его работе, которые могут привести к возникновению аварий, увеличению уровня травматизма и числа несчастных случаев.
Кроме того, закрепление в статье 6 настоящего законопроекта положения о том, что эксплуатацию домового газового оборудования вправе осуществлять только специализированные организации, аттестованные федеральным органом исполнительной власти, предоставит возможность устранить путаницу в вопросе определения субъекта, ответственного за исправную работу внутридомового газового оборудования.
В добавление к вышеизложенному, стоит отметить, что установление в статье 7 данного законопроекта процедуры аттестации специализированных организаций, обслуживающих домовое газовое оборудование, позволит обеспечить контроль государства за осуществлением его ремонта, а также технического и аварийного обслуживания.
В результате принятия настоящего законопроекта будут установлены четкие обязательные для исполнения требования к домовому газовому оборудованию и процессам его монтажа и эксплуатации, а также будут ликвидированы пробелы в законодательном регулировании данной сферы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования"
Введение в действие Федерального закона "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования"
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 N 188-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 N 195-ФЗ.
3. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.