В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект направлен на урегулирование правоотношений в области безопасности процессов проектирования, строительства и эксплуатации домового газового оборудования.
Рассматриваемым законопроектом устанавливаются требования к уровню безопасности в области монтажа и эксплуатации домового газового оборудования, поскольку именно в процессе монтажа домовое газовое оборудование формируется как единый сложный технологический комплекс, от соблюдения требований к созданию которого зависит уровень безопасности лиц, осуществляющих его эксплуатацию.
В сферу действия проекта технического регламента попадают газораспределительные организации, осуществляющие ввод в эксплуатацию домового газового оборудования, на которых возлагается ответственность за безопасное обслуживание потребителей газа.
Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. При этом не включенные в технические регламенты требования, в частности, к правилам и формам оценки соответствия, не могут носить обязательный характер.
Однако значительная часть положений представленного проекта по своему содержанию относится не к техническому регламенту, а к правилам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта соответствующего оборудования. При этом многие устанавливаемые проектом требования нельзя считать требованиями безопасности объектов технического регулирования данного технического регламента, поскольку они адресованы не изготовителям, проектировщикам или монтажникам соответствующего оборудования, а лицам, осуществляющим их эксплуатацию, обслуживание и ремонт.
Кроме того, в проекте устанавливаются требования к организациям, осуществляющим техническое обслуживание этого оборудования, к их аттестации, персоналу, его квалификации, а также определяются условия и порядок заключения договоров на обслуживание домового газового оборудования. Вместе с тем подобные нормы не должны содержаться в технических регламентах в силу установленных Федеральным законом ограничений.
Таким образом, сфера регулирования проекта нуждается в уточнении.
В проекте также отсутствуют определения объектов технического регулирования данного технического регламента, их идентификационные признаки (отсылки к материалам идентификации не могут считаться такими признаками) и правила их идентификации.
Помимо этого, проект не содержит правил идентификации процессов монтажа и эксплуатации, которые являются объектами технического регулирования рассматриваемого технического регламента.
Из проекта не вполне ясно, следует ли домовое газовое оборудование рассматривать как самостоятельный объект или оно может считаться неотъемлемой составной частью жилого здания и иного объекта капитального строительства. В зависимости от ответа на данный вопрос можно будет дать оценку нормам главы 3 проекта, касающимся проведения государственной экспертизы проектной документации домового газового оборудования, государственного контроля (надзора), приемки объекта в эксплуатацию и т.п.
В проекте отсутствуют нормы, касающиеся утилизации домового газового оборудования. В связи с этим возникает вопрос о том, какими нормативными правовыми актами будет регулироваться указанная проблема после вступления в силу данного технического регламента.
Необходимо распространить действие законопроекта на здания, предназначенные для постоянного и временного проживания людей (воспитательные, образовательные и медицинские учреждения, гостиницы, общежития и др.), так как на эту категорию жилых помещений регулирование, предусмотренное законопроектом, не распространяется, что представляется необоснованным и не обеспечивает достижение целей его принятия - обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
Представляются не соответствующими требованиям Федерального закона положения статьи 10 и части 1 статьи 12 законопроекта, закрепляющие, что оценка соответствия проектной документации на домовое газовое оборудование в форме государственной экспертизы проектной документации и оценка соответствия процесса монтажа домового газового оборудования в форме государственного контроля (надзора) осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В проекте отсутствуют правила оценки соответствия, в том числе правила государственного контроля (надзора). Например, в статье 10, касающейся государственной экспертизы проектной документации, не определены правила проведения указанной формы оценки соответствия. При этом из проекта нельзя однозначно понять, является ли указанная экспертиза самостоятельным видом экспертизы или частью государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В проекте содержатся недостаточно проработанные и неоднозначно понимаемые положения.
Неясно, например, что такое "предпроектная документация", "строительный паспорт" домового газового оборудования, в чем состоит разница между "газопотреблением" и "газоиспользованием", что понимается под "мониторингом степени одоризации газа" и т.п.
Многие термины статьи 2 проекта ("газоиспользующее оборудование", "газоопасные работы", "наружный домовой газопровод", "опасная концентрация газа", "сеть газораспределения", "сеть газопотребления" и т.п.) сформулированы некорректно и требуют доработки.
В проект следует включить следующие статьи: "Цели принятия настоящего Федерального закона" и "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона".
Необходимо пересмотреть статью 2 законопроекта "Основные понятия". Представляется нецелесообразным определять понятие "Газораспределительная организация", поскольку оно уже содержится в Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации".
Часть 10 статьи 4 законопроекта следует доработать, поскольку в представленной редакции применительно к проектной документации она устанавливает отсылочную норму к частям 1 - 10 этой статьи, однако в частях 2 - 9 не содержится требований к указанной документации.
Часть 42 статьи 4 законопроекта представляется целесообразным исключить или конкретизировать, указав при этом, что именно следует понимать под "техническими решениями по сохранности газопроводов" и кем указанные решения должны приниматься. Кроме того, следует использовать формулировку "технические решения по обеспечению конструктивной целостности газопроводов".
В части 54 статьи 4 законопроекта следует указать, что понимается под "разработанной проектировщиком методикой" и какие требования к ней предъявляются.
Представляется целесообразным в пункте 1 части 6 статьи 6 законопроекта исключить слова "(осадке фундамента, повреждения несущих строительных конструкций)", поскольку данные характеристики не являются исчерпывающими и сужают понятие аварийного состояния дома, закрепленное в пункте 3 части 1 статьи 2 законопроекта.
Статью 8 законопроекта следует уточнить, поскольку она содержит ссылку на цели принятия федерального закона, которые в представленной редакции отсутствуют.
В пункте 5 части 1 статьи 11 законопроекта слово "технологического" следует заменить словом "технического".
В части 3 статьи 6 законопроекта слова "части 25" необходимо заменить словами "части 26", поскольку именно частью 26 статьи 6 законопроекта определяются лица, которые должны заключить договор со специализированной организацией на обслуживание домового газового оборудования.
С учетом изложенного законопроект требует существенной доработки в соответствии с приведенными замечаниями до рассмотрения в первом чтении.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 10 февраля 2009 г. N 472п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 80121-5 "Технический регламент "О требованиях к безопасности домового газового оборудования", внесенный депутатами Государственной Думы Ю.А. Липатовым, В.К. Марковым, В.А. Язевым"
Текст письма официально опубликован не был