Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 259698-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Проект) разработан с целью совершенствования законодательства в сфере кинематографии по следующим направлениям: уточнение условий отнесения фильма к категории "национальный фильм" с учетом российского и зарубежного опыта; нормативно-правовое обеспечение внедрения и функционирования на территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах.
В настоящее время вопросы, связанные с государственной поддержкой кинематографии, регулирует следующее законодательство: Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Закон), Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Правоприменительная практика, связанная с использованием статьи 4 "Национальный фильм" Закона, выявила ряд моментов, требующих корректировки.
В частности, представляется актуальным пересмотреть следующие положения данной статьи: условие о том, что все авторы фильма должны иметь гражданство Российской Федерации, условие о языке, на котором снимается фильм, доля иностранных инвестиций в производство фильма.
Недостаток установленных данной статьей предельных количественных нормативов заключается в том, что они не отвечают объективным тенденциям современного этапа развития отечественного и мирового кинематографа, содержат чрезмерные финансовые, кадровые и языковые ограничения для создателей фильмов. Эти ограничения не позволяют создавать фильм на языке, соответствующем реалиям отображаемого действия, с русскими титрами; обеспечить кинопроект иностранными инвестициями в требуемом объеме. Кроме того, согласно указанной статье Закона, фильм русскоговорящего режиссера, снятый в России и о России, не может получить статус национального фильма, если режиссер не имеет российского гражданства.
Установленные в России предельные нормативы привлечения иностранных материально-финансовых ресурсов для признания фильма национальным на сегодня не способствуют выходу на экраны в достаточной степени содержательных и качественно исполненных кинопроизведений. В настоящее время широко распространены механизмы финансирования производства кинофильмов международными инвестиционными компаниями, деятельность которых не очерчена национальными границами. Используя эти механизмы, российские продюсеры могли бы привлекать средства зарубежных инвесторов в качестве вложений в производство своих фильмов. Однако в настоящее время такая возможность ограничена 30% сметной стоимости фильма.
У отечественных продюсеров появится возможность осуществлять проекты на более высоком уровне, участвуя в международной финансовой кооперации. При этом рост количества национальных фильмов, создаваемых при государственной поддержке, в результате принятия предлагаемых изменений в Законе не прогнозируется.
Учитывая, что расширение участия иностранных компаний и физических лиц в производстве национальных фильмов рассматривается как фактор повышения качественных характеристик, а не объемов выпуска кинопродукции, рост суммы налоговых льгот в результате принятия законопроекта не прогнозируется.
Другой не менее важной целью законопроекта является создание условий для внедрения единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей поступление и учет информации о публичной демонстрации фильмов в кинозалах.
Указанная система призвана обеспечить накопление, учет и обработку сведений о платной публичной демонстрации кинофильмов, осуществляемой в кинозалах.
Внедрение Единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах призвано оказать существенное влияние на процесс развития отечественной кинематографии путем защиты экономических интересов участников создания и продвижения аудиовизуальной продукции.
На сегодня система взаимоотношений в сфере кинопроизводства, кинодистрибуции и кинопоказа в России характеризуется непрозрачностью. По оценкам субъектов аудиовизуального рынка, сокрытие доходов от показа фильмов в различных кинотеатрах составляет до 30% - 50% их общей суммы. Это существенно снижает заинтересованность участников отрасли в расширении масштабов деятельности по созданию и продвижению кинопродукции, что выражается в относительно невысоких объемах притока частных инвестиций в отечественную киноиндустрию.
Внедрение Единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах в соответствии с законопроектом должно стать обязательным для демонстраторов фильмов.
Получение достоверных сведений о показе отечественных фильмов на территории России является необходимым инструментом для совершенствования предусмотренных законодательством мер государственной поддержки кинематографии, таких как частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов. Такая система на сегодняшний день может стать единственным достоверным источником сведений об эффективности государственной поддержки тех или иных групп проектов.
Принятие законопроекта должно существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку кинематографии Российской Федерации, поскольку появится возможность достоверного анализа результата кинопроката национальных фильмов.
Внесение изменений в Закон будет способствовать росту инвестиционной привлекательности российской киноотрасли, тем самым приближая уровень ее развития к странам с развитыми рынками кинопроизводства и кинопоказа. Прозрачность рынка является обязательным условием построения цивилизованных отношений между его игроками, поэтому внедрение современных инструментов финансирования кинопроизводства и исключение возможности нелегального использования аудиовизуальных произведений станет возможно только при условии повышения прозрачности рынка. Обеспечивая в конечном итоге дальнейший рост киноотрасли с развитием современных методов инвестирования, внедрение Единой автоматизированной информационной системы позволит создать новые рабочие места не только в области кинопоказа и кинопроката, но и в области кинопроизводства, а также увеличить налоговые поступления за счет расширения прозрачности рынка.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - законопроект) призвано обеспечить повышение эффективности государственной политики во всех секторах кинематографии: в кинопроизводстве, кинопрокате и кинопоказе.
Расходы федерального бюджета в результате принятия законопроекта будут связаны только с текущей эксплуатацией единой автоматизированной информационной системы сведений о платной публичной демонстрации фильмов в кинозалах. При этом за счет средств федерального бюджета в рамках данной системы планируется осуществлять финансирование деятельности только её информационно-аналитического центра (ИАЦ), функции которого будет выполнять оператор, определяемый в результате выбора исполнителя соответствующего государственного контракта и располагающий необходимыми для этого материально-техническими и трудовыми ресурсами.
Контрактная стоимость работ оператора ИАЦ будет включать затраты на доработку, модернизацию либо приобретение нового программного продукта, обеспечение информационной безопасности, регистрацию новых поставщиков и получателей информации, администрирование базы данных, отладку взаимодействия технических средств единой автоматизированной информационной системы сведений о продаже кинобилетов. а также на заработную плату сотрудников информационно-аналитического центра, осуществляющих техническое обслуживание системы, оказание методической помощи ее участникам и консультирование пользователей.
Всего, согласно предварительным расчетам, ежегодные расходы на обеспечение функционирования единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах составят 6 864 368 рублей (см. смету расходов).
Смета расходов
на обеспечение функционирования информационно-аналитического центра Единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах на 2010 год
N п/п |
Статьи расходов |
Сумма - федеральный бюджет, руб. |
1 |
2 |
3 |
1. |
Администрирование базы данных Системы. |
1 211 520 |
2. |
Поддержка функционирования и модернизация web сайта. |
908 640 |
3. |
Обеспечение информационной безопасности. |
605 760 |
4. |
Техническое обслуживание оборудования Системы. |
681 480 |
5. |
Командировочные расходы. |
566 514 |
6. |
Оборудование для выполнения работ. |
1 090 534 |
7. |
Расходные материалы. |
206 080 |
8. |
Оплата услуг сторонних организаций. |
1 144 136 |
9. |
Оплата почтовых услуг и услуг связи. |
7 846 |
10. |
Накладные расходы. |
441 858 |
11. |
Итого: |
6 864 368 |
Общая стоимость услуг составляет: 6 864 368 (Шесть миллионов восемьсот шестьдесят четыре тысячи триста шестьдесят восемь) рублей 00 копеек.
Финансовое обеспечение деятельности оператора Единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах будет осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах расходов на кинематографию, предусмотренных Министерству культуры Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Вводимые законом дополнительные полномочия федерального органа исполнительной власти в области кинематографии будут осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности работников его центрального аппарата, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных. Министерству культуры Российской Федерации в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Предлагаемые законопроектом новые расходные обязательства будут осуществляться за счет действующих расходных обязательств, предусмотренных в настоящее время в федеральном бюджете на содержание и осуществление функций центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации.
Положения законопроекта, касающиеся совершенствования критериев отнесения фильма к категории "национальный фильм", не повлекут за собой дополнительных расходов федерального бюджета, поскольку сумма бюджетных ассигнований, выделяемая на государственную поддержку кинематографии, определяется вне зависимости от количества проектов, которые потенциально могут претендовать на получение государственного финансирования, а исходя из количества фильмов, производство и продвижение которых планируется осуществлять при государственном участии.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу действующих федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
1. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" потребуется принятие следующего нормативного правового акта:
Наименование нормативного правового акта:
Постановление Правительства Российской Федерации "О единой автоматизированной информационной системе сведений о показе фильмов в кинозалах".
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта:
Постановление должно регламентировать условия создания, внедрения и функционирования Единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (далее - Система).
Данное постановление Правительства Российской Федерации должно содержать:
- требования к аппаратным средствам и программному обеспечению, используемому для фиксации и передачи информации о показе фильмов в кинозалах в Систему.
- порядок финансирования работ по формированию и обеспечению функционирования информационно-аналитического центра Системы.
- перечень видов информации, подлежащей представлению в Систему. Указанный перечень будет сформулирован в качестве исчерпывающего. В Систему подлежит предоставлению информация, как о каждом проданном билете, так и итоговые данные по каждому киносеансу и использовании бланков кинобилетов.
- порядок предоставления информации, содержащейся в Системе, потребителям такой информации. Предлагается различать несколько режимов предоставления информации, в зависимости от субъектов - потребителей информации (предоставление информации органам государственной власти; предоставление информации продюсерам, прокатчикам, демонстраторам фильмов; предоставление информации для всеобщего сведения).
2. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" потребуется внесение изменений в действующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
Наименование нормативных правовых актов:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения";
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 406 "О Министерстве культуры Российской Федерации";
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации".
Обоснование необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты:
Внесение изменений в указанные нормативные правовые акты необходимо в связи с приведением их в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.