Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 263497-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Приоритетом в сфере экономического развития России является формирование условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. В качестве одного из способов повышения экономического потенциала и создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации с 2005 года начал применяться механизм создания территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности - особые экономические зоны. Особые экономические зоны не только способ привлечения инвестиций, но и инструмент региональной экономической политики для стимулирования развития депрессивных регионов и решения проблем выравнивания уровня их экономического развития.
Торговые особые экономические зоны создаются на приграничной территории в пределах территориальных границ субъекта Российской Федерации. Территории этих зон используются для осуществления подработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в эту зону товаров для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации.
Торговая особая экономическая зона (далее ТОЭЗ)- это система преференций, позволяющих обеспечить интенсивный рост международного сотрудничества, укрепление внешнеэкономических связей и развитие приграничной торговли. Целью создания ТОЭЗ на территории Российской Федерации является развитие экспортного потенциала Российской Федерации, увеличение поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации, ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.
Главным приоритетом в сфере экономических отношений является содействие развитию рыночной инфраструктуры, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо:
содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну;
обеспечивать благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа, перевооружения технологической базы Российской Федерации, повышения уровня ее конкурентоспособности как на отечественном (импортозамещение), так и на зарубежных рынках (повышение доли промышленных товаров в структуре экспорта Российской Федерации), гарантирующей максимальный экономический эффект от участия в международном разделении труда;
добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны;
содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в приоритетные сферы российской экономики.
Представленный законопроект предусматривает возможность создания на территории Российской Федерации торговых особых экономических зон.
Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в торговой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида деятельности, которая ими осуществляется:
погрузочно-разгрузочные работы;
услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;
работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);
простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
оптовая торговля товарами;
обеспечение функционирования деятельности торговой особой экономической зоны.
Таможенный режим на территории ТОЭЗ определяется в рамках действующего таможенного законодательства. Предлагается использовать на территории ТОЭЗ таможенный режим свободной таможенной зоны. Указанная мера будет способствовать усилению привлекательности получения данного статуса и, учитывая требования по объему инвестиций, предъявляемые к резидентам, создаст благоприятные условия для привлечения средств в развитие приграничной торговли страны.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации и часть вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации в части распространения уже предусмотренных налоговых льгот в отношении резидентов особых экономических зон других типов на резидентов ТОЭЗ, расширения перечня операций не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), а также уточнения порядка подтверждения права на невзимание или на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость и акцизами, в случае, если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны ТОЭЗ.
Учитывая потенциал приграничных территорий Российской Федерации, создание торговых особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.