Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 262064-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципах:
- учета значения земли как основы жизни и деятельности человека;
- приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Эта норма касается, в частности, и защиты права собственности на земельные участки. Однако следует учитывать также и общественный характер земельных отношений. И права собственника земельного участка не могут в то же время вступать в противоречие с интересами государства, местного самоуправления или местного населения. В связи с этим Земельным кодексом предусмотрены как обязанности собственника земельного участка, так и определенные ограничения его прав.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, своевременно производить платежи за землю, а также нести иные предусмотренные законодательством обязанности.
В Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрена в отношении землевладельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, т.е. лиц, не являющихся собственниками земельных участков (статьи 45-47 ЗК РФ) возможность прекращения их прав на землю при несоблюдении обязанностей по использованию и охране земельного участка в принудительном порядке по правилам статьи 54 ЗК РФ. В то же время в отношении собственника земельного участка такой механизм в Земельном кодексе РФ не определен.
Собственники земельных участков в ряде случаев также не исполняют свои обязанности и нарушают земельное законодательство. Поэтому в земельном и гражданском законодательстве предусматривается принудительное прекращение прав собственности на землю в случае нарушения требований земельного законодательства. Так, в соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Статьями 284, 285 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, а также в случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Статья 286 Гражданского кодекса Российской Федерации направлена на регулирование порядка изъятия земельного участка у его собственника ввиду его ненадлежащего использования. Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено.
С целью устранения этого пробела в земельном законодательстве и разработан проект настоящего федерального закона. Т.е. законопроектом преследуется цель установления мер ответственности собственника земельного участка за нарушение земельного законодательства и порядка прекращения его прав на земельный участок при наличии этих нарушений.
Для этого предлагается дополнить Земельный кодекс Российской Федерации новой статьей 54.1, предусматривающей определение условий и порядка принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
Законопроектом предлагается установить, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок в случае его ненадлежащего использования осуществляется при:
1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
нарушение установленного соответствующими нормами статей 95-100 Земельного кодекса Российской Федерации режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Также в данной статье определен порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок в случае его ненадлежащего использования, имеющий в основе судебное решение и продажу земельного участка с публичных торгов.
И только в случае, если собственник земельного участка согласен с его изъятием при нарушении им земельного законодательства, земельный участок может быть отчужден новому собственнику с публичных торгов без решения суда.
Средства от продажи земельного участка за вычетом расходов на проведение торгов поступают бывшему собственнику земельного участка.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, не предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребуется внесения изменений, дополнений, приостановления, признания утратившими силу или принятия других нормативных правовых актов Российской Федерации, за исключением уточнения некоторых понятий в Градостроительном кодексе Российской Федерации, таких, как этапы освоения земельных участков при строительстве объектов недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.