Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 162078-5 "О внесении изменений в статью 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
(о досрочном возврате суммы займа, предоставленного гражданину под проценты)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 162078-5 "О внесении изменений в статью 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенным депутатами Государственной Думы А.Н. Свистуновым, В.М. Резником, Л.В. Пепеляевой, А.В. Скочем, О.В. Лебедевым, К.Б. Шипуновым, членом Совета Федерации Д.Н. Ананьевым (далее - законопроект) предлагается изменить правила о досрочном возврате суммы займа, предоставленного под проценты заемщику-физическому лицу не для осуществления предпринимательской деятельности. При этом сумма займа, предоставленного под проценты иным заемщикам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), как указано в законопроекте, может быть возвращена досрочно лишь с согласия займодавца.
Концепция законопроекта направлена на защиту прав и охраняемых законом интересов граждан по договорам займа, полученным для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, и исходит из необходимости в современных экономических условиях закрепить различный правовой режим исполнения должником заемного обязательства путем предоставления гражданину-заемщику безусловного права на досрочное исполнение обязанности по возврату суммы такого займа. В настоящее время в силу пункта 2 статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) досрочный возврат суммы займа, предоставленного под проценты любому лицу и для любых целей, возможен только с согласия займодавца.
Предлагаемые законопроектом новшества позволят физическим лицам, получившим кредиты в иностранной валюте или с изменяемой процентной ставкой, в случае если условия кредитного договора стали для них весьма невыгодными, возвратить денежные средства кредитору без его согласия и тем самым избежать дополнительных имущественных затрат, связанных, например, с изменением курса валюты кредита. Этот вывод следует из положения пункта 2 статьи 819 ГК РФ о том, что к отношениям по кредитному договору применяются правила о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами § 2 главы 42 ГК РФ и не вытекает из существа кредитного договора. Вместе с тем, интересы второй стороны-кредитора, которые заключаются в получении определенного прироста денежных средств в виде процентов в течение всего срока, определенного договором, также не пострадают. В условиях кризиса банки и иные кредитные организации ощущают недостаток денежной массы, вызванной, в частности, увеличившимся количеством просрочек (неплатежей) по кредитам. Поэтому объем реальной денежной массы, своевременно недополученной банком по такого рода основаниям, будет компенсирован досрочными возвратами по другим кредитам. Заметим, что предлагаемые изменения касаются не всех займов и кредитов, а только предоставляемых физическим лицам. Немаловажен и тот факт, что не все заемщики будут стремиться досрочно погасить кредит, полученный ранее под более низкий процент.
При этом следует также учитывать, что предлагаемые изменения будут распространяться и на отношения из возмездного договора займа, заключенного между двумя физическими лицами. Представляется, что в этом случае интересы займодавца-гражданина в связи с досрочным возвратом суммы займа также не будут нарушены, ибо цель такого рода отношений не носит предпринимательского характера.
Таким образом, поддерживая концепцию законопроекта, полагаем, что его принятие положительно отразится на правах участников заемных правоотношений.
В тоже время следует отметить, что с учетом пункта 2 статьи 422 ГК РФ заслуживает обсуждения вопрос о распространении действия законопроекта на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, а также вопрос о досрочном частичном исполнении договоров займа (статья 311 ГК РФ) и механизм осуществления физическим лицом рассматриваемого права (например, путем направления заемщиком письменного уведомления займодавцу до фактического возврата суммы займа).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 162078-5 "О внесении изменений в статью 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Свистуновым, В.М. Резником, Л.В. Пепеляевой, А.В. Скочем, О.В. Лебедевым, К.Б. Шипуновым, членом Совета Федерации Д.Н. Ананьевым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.