Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 264516-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внести изменения в статью 144 "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении", статью 220 "Обвинительное заключение", статью 225 "Обвинительный акт" и статью 448 "Возбуждение уголовного дела" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс).
Проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции части первую и третью статьи 144 Кодекса, в соответствии с которыми дознавателю, органу дознания, следователю и руководителю следственного органа предоставляется право требовать производства исследований документов и предметов, в том числе трупов, при проверке сообщения о преступлении. Руководителю следственного органа по ходатайству следователя и прокурору по ходатайству дознавателя также предоставляется право продлевать срок проведения проверки сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости производства исследований документов и предметов, в том числе трупов.
Необходимость внесения изменений в части первую и третью статьи 144 Кодекса обусловлена отсутствием возможности вынесения органами предварительного расследования обоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, проверка которых требует производства исследований документов и предметов, в том числе трупов, для установления наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также продолжительными сроками производства таких исследований.
Изменениями, которые предлагается внести в статьи 220 и 225 Кодекса, предусматривается установить, что в обвинительном заключении и в обвинительном акте указывается не только перечень доказательств, но и их краткое содержание. Данные изменения соответствуют позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъясненной в его постановлении от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Проектом федерального закона предусматривается дополнить статью 448 Кодекса частью восьмой, которой устанавливается, что в случае, если лицо имело возможность, но не сообщило органу предварительного расследования о том, что относится к категории лиц, перечисленных в части первой статьи 447 Кодекса ("Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам"), либо в письменном виде заявило о том, что не желает воспользоваться гарантиями, предоставленными ему главой 52 Кодекса ("Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц"), уголовное преследование в отношении такого лица осуществляется в обычном порядке.
Внесение указанного изменения в статью 448 Кодекса обусловлено необходимостью обеспечить лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, своевременное предоставление гарантий, предусмотренных главой 52 Кодекса, либо возможность реализации конституционного права на рассмотрение их дел в том суде и тем судьей, к подсудности которых они отнесены законом, в соответствии с их волеизъявлением, выраженным как в активной (письменное заявление), так и в пассивной форме (несообщение лицом органу предварительного расследования о том, что оно относится к категории лиц, перечисленных в части первой статьи 447 Кодекса).
Предлагаемое изменение в статью 448 также позволит исключить возможность уклонения от уголовной ответственности лиц, которые умышленно скрывают от органов предварительного расследования, что они относятся к категории лиц, перечисленных в части первой статьи 447 Кодекса, до завершающих стадий осуществляемого в отношении их уголовного судопроизводства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.