Письмо Правительства РФ от 30 сентября 2009 г. N 4593 п-П13
"Заключение на проект федерального закона N 267279-5 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым и В.А. Язевым"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в подпункт 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие исключение из Кодекса нормы об оприходовании товаров (работ, услуг), получаемых российскими налогоплательщиками при реализации товаров на экспорт в рамках внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, как одного из обязательных условий применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при осуществлении таких операций, а также определение порядка представления документов, обосновывающих право на применение указанной налоговой ставки при реализации товаров на экспорт в рамках внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров (выполнения работ, оказания услуг) и подтверждающих получение российским налогоплательщиком товаров (работ, услуг) за пределами территории Российской Федерации от иностранного лица, заключившего внешнеторговый контракт, или от третьих лиц.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", согласно которым в том числе отменяется разрешительный порядок осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров, полученных в рамках таких операций.
Законопроектом устанавливается годичный срок реализации товаров, предназначенных для обмена на равноценные по стоимости и экспортируемые из Российской Федерации (далее - встречные товары), в том числе и товаров, полученных по договорам на поставку комплектного оборудования, по стоимости не ниже предусмотренной условиями внешнеторговой бартерной сделки.
Предложения о совершенствовании государственного регулирования внешнеторговых бартерных операций в целом поддерживаются.
Однако следует уточнить особенности документального подтверждения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов при экспорте товаров по внешнеторговым бартерным сделкам без ввоза товаров на территорию Российской Федерации, в том числе через посредников (комиссионеров, агентов, поверенных), в части конкретизации видов документов и их реквизитов, представляемых в налоговые органы для обоснования правомерности применения указанной налоговой ставки.
Также следует учесть ситуацию, когда для участника внешнеэкономической деятельности экономически выгоднее не ввозить встречные товары, получаемые по бартерной сделке, на территорию Российской Федерации и не реализовать их за пределами территории Российской Федерации, а перерабатывать данные товары за пределами территории Российской Федерации (в частности, при получении сырья в качестве встречных товаров).
Дополнительной проработки и обоснования требуют вопросы о целесообразности исключения условия об оприходовании товаров (работ, услуг), получаемых российскими налогоплательщиками в обмен на экспортированные товары, и значительного увеличения срока реализации встречных товаров.
Что касается отмены разрешительного порядка осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров, полученных в рамках таких операций, то данный вопрос требует дополнительной проработки с учетом решения Комиссии таможенного союза от 12 августа 2009 г. N 86 о нецелесообразности применения мер государственного регулирования в отношении внешнеторговых бартерных сделок.
Порядок вступления в силу федерального закона, предусмотренный статьей 3 законопроекта, на основании статьи 5 Кодекса распространяется только на статью 1 законопроекта.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает при условии его доработки.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 30 сентября 2009 г. N 4593 п-П13 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым и В.А. Язевым"
Текст письма официально опубликован не был