Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 267503-5 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Современное развитие политической системы Российской Федерации показывает возрастающее влияние политических партий в жизни общества. Данные изменения подвигли законодателей на федеральном уровне к внесению изменений в законодательные акты в области формирования региональных законодательных (представительных) органов власти по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена норма об избрании не менее половины депутатов региональных парламентов по партийным спискам пропорционально количеству голосов, полученных избирательными объединениям.
При этом в г. Санкт-Петербурге, Амурской, Московской, Тульской областях, Ненецком автономном округе, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике региональные законодательные органы установили выборы исключительно по пропорциональной системе.
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва также проходили только по партийным спискам.
Данным законопроектом предлагается распространить практику указанных субъектов Федерации и выборов в Государственную Думу на все регионы Российской Федерации (кроме субъектов Российской Федерации с двухпалатными законодательными (представительными) органами государственной власти).
Избрание депутатов только по партийным спискам имеет ряд преимуществ перед смешанной системой.
Во-первых, исключается перекос между голосованием за список политической партии и за выдвиженцев партии в округах.
Во-вторых, принадлежность депутата к партии и избрание его по списку политической партии, а не по самовыдвижению, гарантирует вхождение данного народного избранника во фракцию политической партии, в списке которой он присутствовал на выборах, что, в свою очередь, ведет к стабилизации партийной структуры регионального парламента.
В-третьих, конкуренция лишь между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, снижает возможности для введения в заблуждение избирателей, как это имеет место при выборах по смешанной системе. При выборах в округах обычным явлением становится выдвижение формально независимых кандидатов, которые подчеркивают свою беспартийность и самостоятельность. Распространенной практикой является вхождение таких кандидатов в партийные фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации после победы в округе.
В-четвертых, сокращаются расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование выборов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.