Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 268284-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), направленные на уточнения сферы регулирования данного Федерального закона, путем его нераспространения на отношения, связанные с осуществлением уполномоченного органа по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного строительного надзора, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора в тепло- и электроэнергетике.
Необходимость принятия предлагаемых изменений обусловлена следующими причинами.
Положения федерального закона касаются вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения в части государственного строительного надзора, государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности, надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года. Установленная Федеральным законом периодичность осуществления плановых проверок (один раз в три года) приведет к невозможности осуществления надлежащего государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности, надзора в сфере промышленной безопасности, государственного строительного надзора, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора в тепло- и электроэнергетике, поскольку не учитывает специфику осуществления государственного надзора (контроля) в указанных сферах.
На объектах использования атомной энергии (на атомных станциях) и значительной части опасных производственных объектов (например, на угольных шахтах) состояние безопасности достигается и обеспечивается путем осуществления непрерывного надзора за соответствием осуществляемой деятельности требованиям безопасности, что обусловлено непрерывностью (ядерная реакция) или непредсказуемостью (выброс метана) происходящих на поднадзорных объектах особо опасных процессов.
Осуществление государственного надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом, приведет к нарушению международных обязательств Российской Федерации, что недопустимо само по себе, а тем более - принимая во внимание первую в российской истории миссию МАГАТЭ в Российскую Федерацию (в период с 15 по 29 ноября 2009 года), в рамках которой будет проверяться выполнение Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств.
Исключение распространения положений Федерального закона при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности обусловлены значительным количеством опасных производственных объектов, их спецификой и непрерывностью производственного цикла. Непрерывный производственный цикл осуществляется на объектах ведения подземных горных работ на участках недр, опасных по выбросам пыли и газа (в метанообильных пластах и пластах, опасных к самовозгоранию), а также объектах металлургического производства непрерывного цикла, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производствах непрерывного цикла, то есть объектах, характеризуемых непредсказуемостью, непрерывностью и особой опасностью технологических процессов, состояние безопасности которых достигается и обеспечивается путем осуществления непрерывного надзора за соответствием эксплуатации опасных производственных объектов требованиям безопасности.
С учетом изложенного, статьей 1 законопроекта предлагается внести дополнения в часть 3 и часть 4 статьи 1 Федерального закона в части нераспространения положений Федерального закона при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного строительного надзора, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора в тепло- и электроэнергетике.
В соответствии с частью 3 статьи Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в сфере технического регулирования, могут носить только рекомендательный характер.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", установив, что в отношении продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением промышленной безопасности, обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности.
Принятие законопроекта обеспечит повышение эффективности осуществления контроля (надзора) за ядерной и радиационной безопасностью, за соблюдением требований промышленной безопасности, государственного строительного надзора и надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, позволит снизить риск возникновения аварийных ситуаций, а также обеспечит соблюдение требований безопасности при осуществлении деятельности на объектах использования атомной энергии, деятельности, связанной с опасными производственными объектами, со строительством и с эксплуатацией гидротехнических сооружений.
Принятие настоящего закона не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закон "О внесении изменений Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не формирует дополнительных расходных обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон
Для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется принятие актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.