Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 268979-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к использованию земельных участков по целевому назначению"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к использованию земельных участков по целевому назначению" направлен на формирование механизмов, предусматривающих стимулирование собственников, землевладельцев, землепользователей к использованию земельных участков по целевому назначению, а также на предупреждение и пресечение правонарушений при использовании земельных участков, предназначенных для строительства и сельскохозяйственного использования.
В настоящее время одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Земельного кодекса определено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Кроме того, в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", устанавливающей основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 74 Кодекса предусмотрена возможность привлечения лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
Возможность изъятия у собственника земельного участка, не используемого в соответствии с его назначением либо используемого с нарушением законодательства, регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, в соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
Статьи 45 - 47, 54 Земельного кодекса Российской Федерации подробно регламентирует порядок изъятия в указанных выше случаях земельных участков в отношении землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Вместе с тем, несмотря на законодательное закрепление возможности изъятия у собственника земельного участка, используемого с нарушением законодательства, осуществление данной процедуры на практике затруднено.
Так, в настоящее время законодательно не определено, когда должно начинаться использование земельного участка по целевому назначению: с даты предоставления земельного участка или с даты получения разрешения на строительство; не установлено, когда в данном случае обязанность использования по целевому назначению считается исполненной: с даты начала строительных работ, даты введения объекта в эксплуатацию или даты регистрации права на объект недвижимости.
Что касается вопроса изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, то, во-первых, до сих пор остаются неразработанными правила рационального использования земель, а во-вторых, из содержания статей, устанавливающих основания для изъятия земельных участков у собственников, непонятно, что такое "грубое нарушение правил землепользования", что следует считать "существенным снижением плодородия земель" или "значительным ухудшением экологической обстановки", "иными обстоятельствами, исключающими использование".
По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости не используется более 700 тыс. га земель, в основном из состава земель сельскохозяйственного назначения.
За 2005 год в отношении неиспользования земельных участков физическими и юридическими лицами было выявлено 9935 (10321) нарушений земельного законодательства. Вместе с тем оформлено и передано на рассмотрение было лишь 444 протокола по нарушениям земельного законодательства, а к административной ответственности привлечено 362 лица.
В отношении нецелевого использования земельных участков за тот же период времени было выявлено 3050 нарушений. Оформлено и передано на рассмотрение 1709 протоколов по нарушениям земельного законодательства, а к административной ответственности привлечено 1481 лицо.
О возможном прекращении прав на землю вследствие неиспользования земельных участков физическими и юридическими лицами за 2005 год было вынесено 907 предупреждений, вследствие нецелевого использования земельных участков - 299 предупреждений.
Вместе с тем случаев изъятия земельных участков у их собственников в связи с неиспользованием земельных участков за указанный период зарегистрировано не было.
Таким образом, законодательно установленная возможность принудительного прекращения прав на земельные участки как мера юридической ответственности лиц, не использующих их по целевому назначению или использующих с нарушением законодательства, на практике не реализуется, несмотря на наличие административной ответственной за допущенные правонарушения.
В целях совершенствования указанной процедуры законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части уточнения оснований прекращения прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования или использования с нарушением законодательства у собственников, землепользователей, землевладельцев. Законопроектом предлагается определить порядок изъятия земельного участка в указанных случаях и его продажи с публичных торгов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к использованию земельных участков по целевому назначению"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к использованию земельных участков по целевому назначению" не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к использованию земельных участков по целевому назначению"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к использованию земельных участков по целевому назначению" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.