Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 264736-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на законодательное развитие положений пункта 4 Указа Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" в части обязанности органов, лиц и организаций предоставлять Уполномоченному информацию и беспрепятственный доступ в соответствующие органы и учреждения.
Законопроект предоставляет Уполномоченному по правам ребенка: право на допуск к конфиденциальным сведениям о регистрации актов гражданского состояния (ст. 1) и сведениям государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 2), право отказаться от дачи свидетельских показаний в гражданском процессе по фактам, ставшим известными в связи с исполнением своих обязанностей (ст. 3), устанавливает административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного (ст. 4), позволяет несовершеннолетним осужденным (ст. 5) и подозреваемым, обвиняемым, к которым применено содержание под стражей в качестве меры пресечения (ст. 6) обращаться к Уполномоченному без цензуры обращений, позволяет Уполномоченному беспрепятственно посещать учреждения и органы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних (ст. 7 и 8), а также осуществлять общественный контроль за учреждениями системы исполнения наказаний (ст. 9).
Изменения в Закон "Об актах гражданского состояния", позволят Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации получать по запросу сведения о регистрации актов гражданского состояния (рождении, усыновлении и т.п.), составляющие конфиденциальную информацию. На предоставление возможности получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей и лицах, желающих усыновить (удочерить) ребенка, информации из банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, направлено и изменение в Закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Поскольку полученная информация составляет личную и семейную тайну, Уполномоченный по правам ребенка не может быть допрошен в качестве свидетеля об информации, составляющей данную тайну, в связи с чем соответствующее изменение вносится в ст. 69 Гражданского процессуального кодекса. Статья 4 законопроекта вводит новый состав административного правонарушения - воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка (который предлагается применять в случае отказа в предоставлении сведений должностными лицами, органами и организациями, вопреки пункту 4 Указа Президента N 986).
Переписка несовершеннолетнего осужденного с Уполномоченным по правам ребенка не должна подлежать цензуре, так же, как не подлежит цензуре переписка такого осужденного с Уполномоченным по правам человека в РФ и уполномоченными по права человека в ее субъектах.
Статьи 6 и 7 реализуют право Уполномоченного на посещение учреждений исполнения наказания в отношении несовершеннолетних без предварительного разрешения их администрации, (т.е. Указ Президента РФ в данном случае достаточным не является). Статья 9 устанавливает обязанность Секретаря Общественной палаты информировать Уполномоченного о составе общественной наблюдательной комиссии с функциями общественного контроля за учреждениями и органами исполнения наказаний, а сами такие комиссии - направлять Уполномоченному материалы по итогам общественного контроля
Поскольку Уполномоченный по правам ребенка по сути является должностным лицом, осуществляющим общественный контроль, законопроект предоставляет ему право осуществления общественного контроля в местах лишения свободы и принудительного содержания в порядке, установленном законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.