Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленных на совершенствование правового регулирования изменения сроков уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов. Кроме того, законопроектом урегулируются вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, иные вопросы налогового администрировании, а также уточняются меры ответственности за налоговые правонарушения.
I. В части изменения срока уплаты налогов и сборов, соответствующих пеней и штрафов законопроектом предусматривается.
1. Установить, что отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии оснований, предусмотренных Кодексом.
Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена:
а) организации - на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов;
б) физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание;
2. Уточнить основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита.
3. Закрепить в Кодексе перечень основных документов, которые должны представляться в налоговые органы для рассмотрения обращения об изменении срока уплаты налогов и сборов.
4. Предоставить заинтересованному лицу право одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
5. Возложить на территориальные налоговые органы функции по принятию решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами.
6. Распространить правила о отсрочке (рассрочке) уплаты налогов и сборов на пени и штрафы.
7. Увеличить сумму инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.
II. В части совершенствования порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам законопроектом предусматривается.
1. Определить закрытый перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию:
а) ликвидация организации;
б) признание банкротом индивидуального предпринимателя;
в) смерть физического лица или признание его умершим;
г) вступление в законную силу решения суда об утрате возможности на взыскание недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания (отказ суда в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки).
2. Признать налоговые и таможенные органы уполномоченными органами по принятию решений о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
3. Возложить на ФНС России и ФТС России обязанность утвердить порядок списания недоимки и задолженности, признанных безнадежными к взысканию, а также определить перечень документов, представляемых заявителями в соответствующие уполномоченные органы.
4. Обеспечить прямое действие пункта 3 статьи 59 Кодекса.
III. В части совершенствования иных вопросов налогового администрировании законопроектом предусматривается.
1. Уточнить процессуальные сроки и процедуры, в частности:
а) увеличить срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пеней и штрафов, а также срок исковой давности взыскания штрафа с шести месяцев до одного года;
б) отменить ограничение срока (1 месяц) для направления налоговым органом в банк поручения на перечисление налога, учитывая сохранение срока в 1 год для реализации права на взыскание в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса;
в) установить срок и порядок составления акта при производстве по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
2. Определить порядок направления налоговыми органами банкам требований о перечислении налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
3. Урегулировать порядок взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел и налогоплательщиками при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
4. Предоставить налоговым органам право проводить выездную налоговую проверку за весь период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
5. Уточнить положения Кодекса об обеспечительных мерах.
6. Обеспечить более широкое использование в налоговых правоотношениях электронных документов, в частности, при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками (статья 23 Кодекса), банками (статьи 46, 76, 86 Кодекса), регистрирующими органами (организациями), нотариусами, адвокатами (статья 85 Кодекса), лицами, представляющими информацию в соответствии со статьей 93.1 Кодекса;
7. Обеспечить учет организаций, которые осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению недвижимым имуществом и транспортными средствами, являющимися федеральной собственностью и входящими в состав имущества этих организаций, в налоговых органах по месту нахождения такого имущества.
Кроме того, предлагается уточнить составы налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции, предусмотренные статьями 116, 117, 119, 125, 126, 129.1, 134 и 135 Кодекса, а также установить ответственность за нарушение установленного Кодексом способа представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.