Актуальные вопросы командирования федеральных государственных гражданских служащих
А.В. Телегус,
к.э.н., доцент Приволжского института
повышения квалификации ФНС РФ
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 50-58.
Вопросы командирования федеральных государственных гражданских служащих интересны как самим сотрудникам, так и финансово-кадровым подразделениям государственных органов. Подтверждение тому - Письмо Минтруда РФ от 08.10.2015 N 18-4/ООГ-1630*(1), в котором рассмотрены отдельные аспекты возмещения госслужащим командировочных затрат, ранее не освещенные в разъяснениях официальных инстанций. Расскажем подробнее.
По общему правилу, установленному п. 8 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданскому служащему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебными командировками.
Порядок и условия командирования гражданского служащего утверждены Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (далее - Указ N 813, Порядок N 813).
В соответствии с п. 11 Порядка N 813 при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются:
а) расходы на проезд к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы;
б) расходы на проезд из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах;
в) расходы на наем жилого помещения;
г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);
д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).
Согласно п. 21 Порядка N 813 расходы на проезд гражданских служащих к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей), а также на проезд из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, в силу установленных данным пунктом норм.
На основании анализа вышеприведенных норм Минтруд высказал свое мнение по пяти важным ситуациям, возникающим при командировании госслужащих.
Возмещение стоимости питания, включенной в стоимость проезда на железнодорожном транспорте
Зачастую госслужащие для проезда к месту командирования и обратно используют железнодорожный транспорт, оплачивая проезд в вагонах повышенной комфортности*(2), в стоимость которого включается, в частности, стоимость питания (например, код "У1" в билете означает, что в ходе поездки пассажиру будет предоставлен один раз набор (рацион) питания*(3)).
По мнению отдельных представителей государственных органов, оплата питания не является оплатой проезда, соответственно, не подлежит возмещению госслужащему.
Однако Минтруд обратил внимание на следующее.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определено, что правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством РФ.
Пунктом 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111, установлено, что в поезде дальнего следования, имеющем в своем составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда.
Приказом Минтранса РФ от 09.07.2007 N 89 утвержден Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности (далее - Порядок N 89).
В соответствии с п. 3 Порядка N 89 при приобретении проездного документа (билета) пассажир оплачивает стоимость проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах повышенной комфортности. К данным услугам относится предоставление пассажирам питания, печатной продукции, наборов и предметов санитарно-гигиенического назначения.
На основании изложенного Минтруд сделал вывод: учитывая, что стоимость сервисных услуг (питания) включена в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, правовых оснований для исключения их суммы из оплаты проезда не имеется.
Отметим, что подтверждение такого подхода можно найти в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 по делу N А13-7622/2010, а также в Письме Минфина РФ от 16.10.2007 N 03-04-07-02/51, в котором разъяснено, что стоимость питания не облагается НДФЛ.
Возмещение стоимости питания, включенной в стоимость проживания в гостинице
Как правило, гостиницы, дорожащие своей репутацией, включают в цену проживания определенные услуги, например, питание (завтрак, питание по системе "шведский стол", буфетное обслуживание и т.п.). Минтруду был задан вопрос о возможности возмещения госслужащему стоимости найма жилого помещения в случае, если в стоимость проживания включена стоимость питания, при этом в счете за проживание такая плата отдельной строкой не выделена.
К сожалению, специалисты Минтруда, не приведя каких-либо ссылок на конкретные нормативные акты, регулирующие вопросы ценообразования в гостиничном бизнесе, отметили следующее: с учетом того, что возмещение расходов на питание не предусматривается Порядком N 813, в случае найма гражданским служащим жилого помещения, в котором предоставляется услуга по питанию, стоимость питания возмещению не подлежит.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации необходимо исходить из следующего.
С 21.10.2015 в России действуют Правила оказания гостиничных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил гостиничные услуги - комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем, цена номера (места в номере) - стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену.
Пунктом 25 Правил определено, что цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем (похожая норма содержалась ранее в п. 12 Правил оказания гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490).
В Письме Госстроя РФ от 16.02.2001 N ВР-738/12 "О Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" разъяснено, что исполнитель должен устанавливать два тарифа на стоимость номеров: один - с включением завтрака, другой - без завтрака (п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Из пункта 44 приложения 2 к Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг, утвержденной Приказом Росстата от 26.06.2013 N 234, следует, что в объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения включается фактический размер платы населения за проживание (включая сумму за бронирование места и стоимость питания, если она включена в стоимость проживания в номере).
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)*(4) группировка "Услуги гостиниц" (подкласс 55.1) включает услуги по предоставлению мест для временного проживания и сопутствующие услуги, оказываемые гостиницами и другими местами для временного проживания. Сопутствующие услуги - услуги, стоимость которых включена в плату за проживание, такие как предоставление завтрака, уборка комнат, почтовые услуги, услуги коридорного или посыльного. Подобные услуги относятся к этой группировке при условии, что плата за них является составной частью платы за проживание в гостинице.
Следовательно, организации, оказывающие гостиничные услуги, самостоятельно формируют стоимость проживания (найма жилого помещения), в том числе включая в нее стоимость предоставляемых услуг по питанию проживающих.
На основании изложенного полагаем, что госслужащий имеет полное право на возмещение затрат по найму жилого помещения, если в стоимость проживания в гостиничном номере включена плата за питание (без выделения отдельной суммой в счете гостиницы).
Обратите внимание: расходы на наем жилого помещения не подлежат обложению НДФЛ на основании абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ.
Банковская комиссия при оплате услуг по проживанию
Нередко госслужащие проживают в жилых помещениях, не относящихся к гостиничному фонду*(5), а оплата услуг по проживанию производится в банковском учреждении, которое взимает комиссию за проведение соответствующего платежа. Обязан ли представитель нанимателя возместить указанные расходы?
Минтруд ответил следующее: банковская комиссия, взимаемая банком при оплате услуг по найму жилого помещения, относящаяся к иным расходам госслужащего, может быть возмещена ему, при условии что такая оплата произведена с согласия представителя нанимателя или уполномоченного им лица.
Обратите внимание, что суммы указанной комиссии не облагаются НДФЛ в силу абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ.
Расходы на проезд на такси
Встречаются случаи, когда госслужащий для следования из аэропорта до места командирования использует такси. Также возможны ситуации, при которых госслужащий, находясь в командировке, проживает в одном конце города, а место выполнения служебного задания расположено на другом конце города, в связи с чем им расходуются денежные средства на оплату проезда от гостиницы до указанного места и обратно.
Обязан ли работодатель возмещать стоимость проезда на такси от аэропорта до места командирования, а также стоимость служебных разъездов на общественном транспорте в месте командирования, в том числе на такси (при наличии билетов, бланков строгой отчетности из такси)?
По мнению Минтруда, в связи с отсутствием в Порядке N 813 ограничений в отношении вида транспортных средств, используемых гражданским служащим для проезда к месту командирования и обратно, расходы гражданского служащего на оплату проезда на такси могут быть возмещены при условии, что они произведены им с разрешения или ведома представителя нанимателя.
Обратите внимание: названные расходы не подлежат обложению НДФЛ (см. письма Минфина РФ от 25.04.2012 N 03-04-05/9-549, от 27.06.2012 N 03-04-06/6-180).
Посадочный талон
В случае если госслужащий в целях перелета к месту командирования и обратно использовал авиатранспорт, бухгалтерии государственных органов, как правило, в целях возмещения соответствующих расходов требуют от него не только непосредственно сам авиабилет, но и посадочный талон. А что делать, если по каким-либо причинам госслужащий объективно не может его представить, например, в случае утраты? Обязан ли госслужащий прилагать к авансовому отчету о командировке документ (посадочный талон), не являющийся ни авиабилетом, ни иным документом, подтверждающим оплату услуг по перелету к месту командирования? Возмещаются ли указанные расходы без наличия посадочного талона?
Не вдаваясь в подробности, Минтруд отметил следующее: для оплаты расходов на проезд к месту командирования и обратно гражданским служащим представляется посадочный талон.
Не будем спешить с выводами, а заглянем в нормативно-правовые акты.
Вспомним, что при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируется сохранение должности гражданской службы и денежного содержания, а также возмещаются расходы на проезд к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы (пп. "а" п. 11 Порядка N 813).
Срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке (дата приезда в место командирования и дата выезда из него) определяется по проездным документам (билетам), представляемым им в государственный орган по возвращении из служебной командировки (п. 9 Порядка N 813).
При этом расходы на проезд гражданских служащих к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы воздушным транспортом возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами (п. 21 Порядка N 813). Только при отсутствии проездных документов (билетов) или документов, выданных транспортными организациями и подтверждающих информацию, содержащуюся в проездных документах (билетах), оплата проезда не производится, за исключением проезда в командировку на личном транспорте (п. 22 Порядка N 813).
С вышеназванным коррелирует норма пп. "а" п. 35 Порядка N 813, согласно которой к авансовому отчету прилагаются документы, в частности, о фактических расходах на проезд (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей).
Вывод, который можно сделать на основании поименованных норм, один: стоимость перелета возмещается исключительно на основании проездных документов - билетов.
Что же представляет собой посадочный талон?
В силу п. 4 ст. 105 Воздушного кодекса формы билета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. На этом основании Минтранс издал приказы от 29.01.2008 N 15 "Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации" и от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".
В названных нормативных актах федерального уровня нет какого-либо упоминания о посадочных талонах.
Кроме того, в них не содержится правило о том, что билеты являются действительными лишь при наличии посадочного талона. Более того, упоминание о посадочном талоне имеется лишь в п. 84, 90 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82, которые не содержат правил оформления билетов.
Соответственно, наличие посадочного талона для целей возмещения расходов госслужащего на проезд к месту командирования, подтвержденных авиабилетом, не требуется, а расходы госслужащего на авиаперелет к месту командирования и обратно, подтвержденные авиабилетами, подлежат безусловному возмещению.
Таким образом, посадочный талон не является билетом (проездным документом), а его наличие в целях отчета о командировке госслужащего нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрено. Следовательно, расходы на проезд госслужащего к месту командирования и обратно должны быть возмещены ему вне зависимости от наличия у него посадочного талона.
Обратите внимание: в случае представления сотрудником организации проездного документа (электронного авиабилета) до места командирования и обратно указанные расходы на проезд освобождаются от обложения НДФЛ при наличии оправдательных документов, подтверждающих факт командирования (Письмо Минфина РФ от 06.03.2012 N 03-04-06/3-57).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Редакция располагает копией письма.
*(2) При проезде в вагонах повышенной комфортности пассажирам оказываются дополнительные сервисные услуги: предоставляется питание, производится обеспечение печатной продукцией, гигиеническими наборами и т.д. (согласно п. 2, 4 приложения 2 к Распоряжению ОАО "РЖД" от 20.03.2008 N 537р "О классификации пассажирских вагонов повышенной комфортности и требованиях к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности" вагоны повышенной комфортности в зависимости от типа и комплекса предоставляемых пассажирам услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда, подразделяются на следующие классы обслуживания: "люкс", "бизнес", "экономический" и "базовый").
*(3) Пункт 10 Инструкции по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог, утв. МПС РФ 22.10.2001 N ЦЛ-861.
*(4) Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
*(5) Пункт 19 Порядка N 813.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"