Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 280131-5 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" разработан в целях совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации оставшихся без попечения родителей и находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - несовершеннолетние граждане Российской Федерации соответствующей категории), которые выезжают за пределы Российской Федерации.
Основной задачей законопроекта является установление в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" механизма защиты правового положения несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории во время их выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления в составе групп.
В настоящее время законодательно урегулирован общий порядок выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации. Согласно статье 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, выезжающий из Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, должен иметь при себе нотариально заверенное согласие указанных лиц на выезд из Российской Федерации. В связи с тем, что обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 35) и Семейному кодексу Российской Федерации (статья 155.2), возлагаются на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, руководители указанных организаций вправе дать нотариально заверенное согласие на выезд их из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления.
Вместе с тем процедура организации выезда из Российской Федерации групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории вызывает наибольшее количество вопросов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разрешении данной проблемы руководствуются письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 736/28-5 "Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение", которое носит рекомендательный характер. Кроме того, на практике имеют место случаи, когда наряду с экскурсионными турами, направленными на расширение кругозора несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории, организуются поездки, основной целью которых является их знакомство с иностранными гражданами - потенциальными усыновителями, а также случаи их несвоевременного возвращения или невозвращения из иностранных государств.
В соответствии с законопроектом организация выезда групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории на отдых и (или) оздоровление за пределы Российской Федерации будет осуществляться юридическими лицами на основании выданных им органами опеки и попечительства разрешений на выезд каждого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации соответствующей категории и договора об организации отдыха и (или) оздоровления, заключенного между указанными юридическими лицами и органом опеки и попечительства.
Порядок организации и перечень документов для выезда несовершеннолетних граждан за пределы конкретного государства, как свидетельствуют анализ зарубежной правоприменительной практики, утверждаются правительством данного государства (Республика Беларусь, Украина). Однако в связи с существующей законодательной практикой передачи отдельных полномочий Правительства Российской Федерации по разработке и утверждению нормативных правовых актов федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности (Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации"), законопроектом предлагается возложить полномочие по определению порядка выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории на федеральный исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства над детьми (Министерство образования и науки Российской Федерации).
При определении порядка выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории, а также существенных условий договора об организации отдыха и (или) оздоровления будут установлены критерии, которым должны соответствовать юридические лица для получения ими указанных разрешений органов опеки и попечительства.
На органы опеки и попечительства законопроектом возлагается обязанность по учету выехавших на отдых и (или) оздоровление за пределы Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории и осуществлению контроля за их своевременным возвращением, что позволит в значительной степени обеспечить гарантии соблюдения прав несовершеннолетних граждан Российской Федерации соответствующей категории при их выезде и возвращении в Российскую Федерацию в установленные сроки.
Предлагаемые законопроектом изменения не затрагивают права несовершеннолетних граждан Российской Федерации, в том числе утративших родительское попечение, на выезд из Российской Федерации в любых не противоречащих законодательству целях (на отдых, оздоровление, лечение, обучение и пр.), в сопровождении любых лиц или без такого сопровождения.
Законопроектом устанавливается срок вступления в силу будущего закона - по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования. Данный временной период позволит обеспечить подготовку и принятие соответствующих нормативных правовых актов в целях реализации будущего закона, а также предоставит возможность органам опеки и попечительства своевременно организовать работу на местах.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" потребует принятия нормативных правовых актов Минобрнауки России, определяющих:
порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд для отдыха и (или) оздоровления за пределы Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся под надзором в организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; условия договора, заключаемого между юридическими лицами осуществляющими организацию отдыха и (или) оздоровления указанной категории детей и органом опеки и попечительства; порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за своевременным возвращением указанных несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.