Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 151005-5 "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации" разработан с целью усиления уголовной ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации и введение ответственности за совершение подобных преступлений в отношении несовершеннолетних.
Статья 120 УК РФ содержит неадекватно низкие санкции за такое преступление, как принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Это преступление в первой его части не относится даже к категории тяжких.
Между тем, общественная опасность и распространенность этих преступлений в мире таковы, что в международно-правовых документах и рекомендациях ООН и Совета Европы содержится прямое указание на необходимость усиления борьбы с подобными преступлениями путем ужесточения наказания.
В докладе Генерального секретаря ООН "Предупреждение незаконного оборота органов человека, борьба с ним и наказание за него" на 15-ой сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Вена, 24-26 апреля 2006 г.) отмечено: "Растущая торговля органами и тканями человека, к которой причастны брокеры и сбытчики, действующие в международных масштабах, процветает благодаря стабильно растущему спросу на органы человека для пересадки, превышающему предложение этих органов. Торговля органами и тканями человека запрещена почти во всех странах, однако есть признаки, свидетельствующие о расширении "черного" рынка органов и тканей человека в ряде регионов мира. Отсутствие надлежащего законодательства, регулирующего пересадку органов и связанные с этим коммерческие интересы, коррупцию и мошенничество, создает значительные предпосылки для развития незаконной торговли органами человека".
Санкции, предусмотренные за незаконное извлечение органов и тканей человека и их незаконный оборот, а также связанные с этим законы, касающиеся причинения телесного вреда и преступных нападений, существенно варьируются по странам и предусматривают до двадцати лет тюремного заключения с каторжными работами. В Бельгии, Испании, Польше, Чили и ряде других стран могут отзываться лицензии на профессиональную деятельность.
В большинстве государств, предусмотрены более строгие меры наказания за извлечение и/или незаконный оборот органов человека при наличии усугубляющих вину обстоятельств, включая смерть жертвы или причинение ей серьезных телесных повреждений, применение принуждения, похищение людей, действия в составе организованной группы, а также возраст жертвы. В Италии, Румынии, Словении, Швейцарии особая ответственность предусмотрена для брокеров, посредников и медицинских работников-специалистов.
Генеральный секретарь ООН в указанном докладе призвал государства-участники ООН к разработке и осуществлению всеобъемлющей национальной политики, предусматривающей ужесточение мер наказания за незаконный оборот органов человека.
В подпункте 1 (а) (i) статьи 3 Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (резолюция 54/263 Генеральной Ассамблеи), содержится требование обеспечить криминализацию предложения, передачи или получения какими бы то ни было средствами ребенка с целью передачи органов ребенка за вознаграждение.
Конвенция Совета Европы о защите прав человека и человеческого достоинства в части, касающейся применения биологии и медицины, в статье 21 предусматривает уголовное наказание за получение финансовой выгоды от продажи тела человека и его частей. Кроме того, статья 22 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в части, касающейся применения медицины и биологии, о трансплантации органов и тканей человеческого происхождения запрещает незаконный оборот органов и тканей человеческого происхождения.
Исходя из международно-правовых требований и рекомендаций, и общественной опасности рассматриваемого явления в проекте федерального закона предлагается в первой части статьи 120 УК РФ определить наказание за данное преступление как особо тяжкое. Во второй части статьи 120 УК РФ предусмотреть в качестве квалифицирующих признаков - "совершенные в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней)" и "совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.