Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 271397-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами" разработан в связи с необходимостью определения правового режима невостребованных дивидендов в акционерных обществах и распределенной между участниками чистой прибыли в обществах с ограниченной ответственностью. Законопроект направлен на защиту прав и законных интересов добросовестных участников гражданского оборота, обеспечение их финансовой стабильности, а также содействие развитию экономики страны.
Отечественные хозяйственные общества, принявшие решения о выплате дивидендов (распределении прибыли), в ряде случаев не имеют возможности фактически осуществить объявленные выплаты. При этом неисполнение обществом обязанностей по выплате дивидендов происходит в подавляющем большинстве случаев по вине самих акционеров (участников). Хозяйственные общества в указанных случаях надлежащим образом уведомляют акционеров (участников) и совершают все иные необходимые действия для осуществления выплат, в то время как акционеры (участники) не осуществляют необходимых для получения причитающихся им денежных средств действий.
В результате компании аккумулируют значительные денежные средства, правовой режим которых в настоящий момент не определен. Данная неопределенность приводит к тому, что указанные денежные средства, с одной стороны, квалифицируются в ряде случаев как внереализационный доход и повторно облагаются налогом на прибыль, а с другой, в любой момент могут быть истребованы акционерами (участниками) в полном размере. Это, в свою очередь, влечет возникновение убытков для компаний, добросовестно исполнивших все свои обязанности, и, как следствие, их остальных акционеров (участников).
Кроме того, в существующей ситуации эффективное инвестирование указанных средств в экономику также невозможно. Невостребованные акционерами (участниками) денежные средства хранятся на счетах обществ и никак не используются для получения прибыли. Их фактическое исключение из гражданского оборота негативно сказывается на интересах иных акционеров (участников) общества, бюджета и экономике страны в целом.
Законопроект устанавливает единый срок для обращения акционера (участника) к обществу с требованием о выплате объявленных дивидендов (распределенной прибыли) - 5 лет со дня, когда участник (акционер) узнал или должен был узнать о принятии решения о выплате дивидендов (распределении прибыли). При этом законопроект содержит положение, что более продолжительный срок может быть предусмотрен уставом общества, а также содержит основания его восстановления.
Законопроектом предусматривается, что на невостребованные акционерами (участниками) суммы соответствующих выплат проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные статьей 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не начисляются.
Также законопроект устанавливает, что по истечении срока, предусмотренного для обращения с требованием о выплате, невостребованные суммы соответствующих выплат признаются прибылью общества после налогообложения (чистая прибыль общества) и не подлежат повторному налогообложению.
Следует отметить, что в большинстве экономически развитых стран неопределенность правого режима невостребованных дивидендов в настоящий момент устранена. Существуют различные модели правового регулирования данного вопроса, однако наиболее прогрессивные правопорядки придерживаются сходных с описанной выше конструкций.
В качестве наиболее современного примера приведем Великобританию, где 1 октября 2009 года вступили в силу Правила о типовом уставе компании N 3229 от 17.12.2008, согласно которым в типовых уставах как для и частных, так и для публичных компаний установлены следующие единые правила о невостребованных дивидендах.
Во-первых, в случае объявления о выплате дивидендов, английская компания вправе использовать всю полученную прибыль (включая денежные средства, выделенные для выплаты дивидендов) в своих интересах до момента их востребования управомоченным получателем и не обязана хранить денежные средства, составляющие дивиденды, на отдельном счете для выплаты участникам компании.
Во-вторых, если дивиденды не были истребованы в течение определенного времени, директор вправе своим решением обратить указанные невостребованные денежные средства в собственность компании без права получателей дивидендов истребовать их по истечении указанного срока.
Сходных подходов придерживаются законодатели и иных экономически развитых стран. Среди иностранных и трансграничных компаний последнее время также прослеживается тенденция установления в уставе положения о том, что по истечении определенного времени невостребованные дивиденды обращаются в капитал компании. В настоящее время данный подход отвечает как интересам самих компаний, так и интересам их акционеров.
Таким образом, предложенная модель регулирования является наиболее прогрессивной с точки зрения сбалансированности интересов всех участников оборота и актуальной в современных условиях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов управления хозяйственными обществами" не потребует увеличения штатной численности сотрудников органов государственной власти. Расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, на осуществление полномочий органов государственной власти не потребуется.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами"
Принятие указанного проекта федерального закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.