Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 275434-5 "О создании Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и упразднении некоторых районных судов Ямало-Ненецкого автономного округа"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и упразднении некоторых районных судов Ямало-Ненецкого автономного округа" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР".
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит привести судебную систему Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с действующим федеральным законодательством.
С 1 января 2004 года введен в действие пункт 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
В настоящее время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действуют три районных суда, штатная численность судей в которых составляет по 2 единицы: Приуральский, Шурышкарский и Ямальский. Таким образом, недостаточная штатная численность федеральных судей названных судов не позволяет осуществить реализацию вышеуказанного требования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей и обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на судебную защиту своих законных интересов.
Анализ нагрузки указанных районных судов, численности и перспективы роста населения соответствующих административных районов свидетельствует о том, что вводить дополнительные единицы судей в них нецелесообразно. Кроме того, имеются определенные сложности в подборе кадров судей для работы в данных районах.
В то же время в Лабытнангском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенном практически равноудалено от районных центров указанных административных районов, штатная численность федеральных судей составляет 7 единиц.
Часть вторая статьи 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" предусматривает возможность создания районных судов в судебных районах, территории которых охватывают имеющие общие (смежные) границы территорий нескольких административно-территориальных районов субъекта Российской Федерации.
Решение изложенной проблемы возможно путем упразднения Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа и Приуральского, Шурышкарского и Ямальского районных судов Ямало-Ненецкого автономного округа; создания Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и передачи относящихся к ведению указанных судов вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов будет передана в Лабытнангский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Фактическое размещение судей не изменится, поскольку судьи и работники аппаратов в том же составе останутся в зданиях упраздненных судов в г. Лабытнанги, Приуральском, Шурышкарском и Ямальском районах Ямало-Ненецкого автономного округа и будут осуществлять правосудие не только на территории своего административного района, но и, в случае необходимости, рассматривать судебные дела и материалы на территории всего соответствующего судебного района. Кроме того, появится реальная возможность рассмотрения уголовных дел в составе коллегии из трех судей, что позволит обеспечить выполнение требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и конституционное право граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Нагрузка на судей по рассмотрению дел останется прежней либо будет выровнена путем равномерного распределения дел между судьями укрупненного суда.
Упразднение вышеназванных судов с одновременным созданием Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и последующей передачей отнесенных к ведению данных судов вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа не только не отразится отрицательно на осуществлении правосудия, но и будет способствовать совершенствованию всей судебной деятельности и облегчению доступа граждан к суду для защиты своих законных прав и интересов.
На территории Приуральского, Шурышкарского и Ямальского районов Ямало-Ненецкого автономного округа в настоящее время осуществляют свою деятельность по одному мировому судье. Ввиду этого существенно упростится решение вопроса о возложении при необходимости обязанностей одного из данных мировых судей, дислоцирующихся на территории судебного района, создаваемого в соответствии с предлагаемым проектом федерального закона, на другого мирового судью этого же судебного района.
Полагаем, что создание Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, юрисдикция которого распространится на несколько административных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, будет способствовать самостоятельности и независимости судей, что является одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы в Российской Федерации.
Проект закона подготовлен с учетом замечаний и предложений Правительства Российской Федерации (заключение Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 2856п-П4).
|
С.Н. Харючи |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О создании Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и упразднении некоторых районных судов Ямало-Ненецкого автономного округа"
Принятие и реализация данного законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета Российской Федерации, окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальных бюджетов и из бюджетов внебюджетных фондов.
Затраты, связанные с осуществлением необходимых организационных мероприятий, предполагается произвести за счет средств, выделенных в федеральном бюджете на содержание судов общей юрисдикции.
|
С.Н. Харючи |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О создании Лабытнангского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и упразднении некоторых районных судов Ямало-Ненецкого автономного округа"
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
|
С.Н. Харючи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.