Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.10.2015 N 02-07-10/58921
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2016 г., с. 13-17.
В комментируемом Письме от 14.10.2015 N 02-07-10/58921 Минфин вновь рассмотрел вопрос об отражении в бюджетном учете учреждений объектов недвижимого имущества до регистрации права оперативного управления на них и выбытия основных средств до прекращения права оперативного управления.
Исходя из ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Другими словами, все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям Гражданского кодекса. Собственниками имущества учреждения считаются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, то есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений - государственная или муниципальная собственность. Земельный участок, необходимый учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее РФ на праве собственности (федеральная собственность). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Напомним, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты и пр. (ст. 131 ГК РФ). В силу п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей в единый государственный реестр.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество согласно Гражданскому кодексу.
В силу абз. 5 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество в части земельных участков, участков недр и всех объектов, которые связаны с землей настолько, что их перемещение без несоразмерного их назначению ущерба невозможно (в том числе зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений), возникает с момента государственной регистрации данного права.
С учетом изложенного государственная регистрация в случаях, если иное не предусмотрено законами, является обязательным условием при прекращении (возникновении) права оперативного управления, доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 34 Инструкции N 157н*(1) принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых утвержден срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых определен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании) производится, если иное не установлено обозначенной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Исходя из п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).
В силу п. 38 Инструкции N 157н объекты недвижимости принимаются к учету в качестве основных средств. Объект основных средств - объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения конкретной работы (п. 41 Инструкции N 157н).
Принятие к учету и выбытие объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции N 157н).
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено.
В то же время согласно п. 3 и 332 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах.
Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации, по мнению Минфина, следует отражать на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Напомним, что названное имущество должно отражаться учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником стоимости - в условной оценке "один объект - один рубль". Поступление объекта имущества от собственника имущества на забалансовый счет 01 должно осуществляться на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права пользования им) по стоимости, определенной передающей стороной (собственником). Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
Кроме того, Минфин обращает внимание, что отсутствие в учете и отчетности информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае отсутствия государственной регистрации прекращения права оперативного управления, а также прекращения в соответствии с государственной регистрацией на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) недопустимо.
Таким образом, отражение выбытия объектов основных средств до прекращения права оперативного управления (до осуществления соответствующим органом необходимых регистрационных действий) не отвечает требованиям законодательства.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"