Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 277831-5 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) на резидента возложена обязанность по обеспечению получения валютной выручки на свои счета в уполномоченном банке в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), то есть по принятию всех необходимых, предусмотренных законодательством Российской Федерации, мер по своевременному, то есть в срок, установленный внешнеэкономическим договором (контрактом), получению на свои банковские счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации за переданный нерезиденту товар, оказанные услуги, выполненные работы, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, данной нормой установлено, что резидент обязан в сроки, установленные внешнеэкономическим договором (контрактом), обеспечить получение на свои банковские счета оплату за товар, переданный нерезиденту. Аналогичный вывод следует и из положений пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона.
Принимая во внимание указанное, следует сделать два вывода:
1) административная ответственность установлена за непринятие резидентом мер к зачислению (возвращению) на свои счета валютной выручки;
2) все необходимые меры должны быть приняты резидентом до истечения контрактного срока оплаты, все же последующие меры не могут являться обстоятельствами, исключающими вину резидента.
Как показывает сложившаяся практика, с одной стороны, имеется возможность избежать административной ответственности в связи с заключением дополнительных соглашений о продлении срока исполнения резидентом соответствующей обязанности, которые зачастую принимаются задним числом. А с другой стороны, переписка, осуществляемая резидентами с их иностранными контрагентами в целях обеспечения надлежащего исполнения взятых на себя последними в рамках внешнеторговых договоров (контрактов), не всегда приносит необходимый результат.
В настоящее время Территориальное управление федеральной службы финансово - бюджетного надзора по Нижегородской области (далее - Управление) применяет серьезные санкции за задержки платежей по экспортным контрактам предприятий от 1 дня и более. Особенно это проявилось в период финансового кризиса второй половины 2008 года.
Например, в отношении ОАО "ПО "Горизонт" за нарушение срока оплаты за поставленный товар ЧП "ПродСервис" (Украина) в сумме 400 тыс. руб. на 3 дня и 217 тыс. руб. на 8 дней Управлением вынесено решение о взыскании штрафа на сумму 463 тыс. руб.; в отношении ОАО "Мехинструмент" при сумме контракта 1486,362 тыс. руб. и полученной предприятием прибыли от сделки - 100 тыс. руб. Управлением вынесено решение о штрафе на сумму 514 тыс. руб. за нарушение сроков оплаты на 1 день. Такие административные взыскания носят массовый характер.
Динамику внешнеэкономической деятельности организаций Нижегородской области и принимаемых штрафных санкций в 2006-2008 годах можно проанализировать по данным следующей таблицы:
Годы |
Внешнеторговый оборот млн. $ США/% |
Общее количество дел, по ст.15.25 КоАП РФ |
Предъявлено штрафных санкций млн.руб./% |
Взыскано штрафных санкций млн.руб./% |
2006 |
3701,3/100% |
85 - 100% |
3,0/100% |
0,46 - 100% |
2007 |
5238,1/142% |
330 - рост в 3,9 раза |
9,0 - рост в 3 раза |
3,1 - рост в 6,74 раза |
2008 |
5886,3/159% |
560 - рост в 6,6 раза |
20,0 - рост в 6,7 раза |
5,5 - рост в 12 раз |
Необходимо также отметить, что при подобного рода правонарушениях Управление не применяет статью 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, в то время как судебная практика Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в 2008 году показывает, что при несоответствии размера штрафа размеру ущерба в большинстве случаев судами принимаются решения об освобождении от административной ответственности.
В связи с вышесказанным полагаем, что для исполнения установленных частью 1 статьи 19 Федерального закона обязанностей следует установить фиксированный предельный (максимальный) срок репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации - один месяц. Представляется целесообразным остановить поток судебных разбирательств, отвлекающих значительные ресурсы предприятий и государства.
Внесение таких изменений, с одной стороны, даст возможность резидентам для ведения полноценной претензионной работы с иностранными контрагентами, а также обращения для взыскания неуплаченных (невозвращенных) денежных средств в судебные инстанции, с другой стороны, позволит оценивать данные действия (при их наличии) в ходе административного производства и при их надлежащем оформлении принимать в качестве обстоятельств, исключающих вину резидентов.
Предлагаемые изменения не являются продлением сроков получения валютной выручки, напротив, они позволяют резидентам принять всевозможные обеспечительные меры (в том числе в досудебном и судебном порядке), при этом резиденты не несут административной ответственности, которая наступает в полном объеме по истечении указанного срока - один месяц.
Принятие указанного законопроекта не влечет каких-либо финансовых затрат государства, а, наоборот, сократит судебные издержки и уменьшит коррупционную составляющую Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.