Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части уточнения понятия "научная организация")
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в статью 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) вносятся изменения, направленные на уточнение понятия "научная организация", отражающие специфические особенности научной организации и устанавливающие качественные и количественные критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям.
Понятие "научная организация" - одно из ключевых в системе законодательства о науке. Согласно Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, институциональной базой развития науки и технологий страны является научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации.
Содержащееся в действующей редакции Закона о науке определение понятия "научная организация" содержит ряд недостатков и противоречий.
Во-первых, законодатель признает в качестве научной организации любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы. Вместе с тем, существующее определение понятия "научная организация" позволяет относить к научной организации как юридические лица, так и общественные объединения научных работников, которые могут не являться юридическими лицами.
Во-вторых, из действующего определения "научной организации" и второго абзаца пункта 1 статьи 5 Закона о науке вытекает, что научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования должны являться юридическими лицами, однако это не соответствует действительности - научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования в основном являются структурными подразделениями вузов и не имеют статуса юридического лица.
Третье противоречие состоит в следующем. В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" такие учреждения высшего профессионального образования, как федеральные университеты: реализуют программы подготовки высококвалифицированных кадров, а также выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, то есть согласно действующему определению обладают основными признаками научной организации. Однако при этом Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" федеральные университеты определены как ведущие научные и методические центры.
Для ликвидации перечисленных недостатков законопроектом предусматривается исключить из абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Закона о науке слова "организации образовательных учреждений высшего профессионального образования", а из абзаца 1 пункта 1 этой же статьи слова "общественные объединения научных работников".
Другой проблемой, требующей законодательного регулирования является отсутствие в действующей редакции Закона о науке четких качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям, отражающих специфические особенности научной организации, что "размывает" понятие "научной организации". Ранее это в определенной мере компенсировалось в процессе проведения государственной аккредитацией научных организаций. Однако с ее отменой у организаций, систематически не занимающихся научной и (или) научно-технической деятельностью, появилась возможность участвовать в выполнении исследований, финансируемых из средств бюджета. В результате появились многочисленные посредники, которые, не располагая ни кадрами соответствующей квалификации, ни необходимым оборудованием, "специализируются" на получении заказов на проведение исследований и разработок.
Законопроектом предусматривается дополнение абзаца 1 пункта 1 статьи 5 следующими обязательными требованиями: наличие у организации учёного (научного и научно-технического) совета в организационной структуре в качестве одного из органов управления научной организации; объём выполняемой научной и (или) научно-технической деятельности, включая научные и (или) научно-технические услуги, должен составлять не менее пятидесяти процентов от общего объёма выполняемых организацией работ.
Кроме того, одним из определяющих требований, характеризующих деятельность научной организации, является подготовка научных работников. Законопроектом также предлагается установить требования к составу учёного (научного и научно-технического) совета научной организации.
Принятие законопроекта позволит установить качественные и количественные критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям и обеспечить возможность предоставления им адресной государственной поддержки.
Введение в действие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Член Совета Федерации |
Х.Д. Чеченов |
Депутат Государственной Думы |
В.А. Черешнев |
Депутат Государственной Думы |
В.К. Осипов |
Депутат Государственной Думы |
В.В. Зубарев |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
(в части уточнения понятия "научная организация")
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части уточнения понятия "научная организация") не накладывает каких-либо финансовых обязательств на государство, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Член Совета Федерации |
Х.Д. Чеченов |
Депутат Государственной Думы |
В.А. Черешнев |
Депутат Государственной Думы |
В.К. Осипов |
Депутат Государственной Думы |
В.В. Зубарев |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части уточнения понятия "научная организация")
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части уточнения понятия "научная организация") не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих актов федерального законодательства или принятия новых актов федерального законодательства.
Член Совета Федерации |
Х.Д. Чеченов |
Депутат Государственной Думы |
В.А. Черешнев |
Депутат Государственной Думы |
В.К. Осипов |
Депутат Государственной Думы |
В.В. Зубарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.