Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 169472-5 "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 3 статьи 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, а также муниципального имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. Данной нормой также установлено, что налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации товаров на территории России являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим, операции по реализации государственного и муниципального имущества, в том числе физическим лицам, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 24 части первой Налогового кодекса Российской Федерации физические лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, а также не могут быть признаны налоговыми агентами.
В связи с этим, специальное указание в абзаце втором пункта 3 статьи 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации об исключении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, из числа налоговых агентов, представляется излишним.
Правоприменительная практика показывает, что при реализации казенного имущества организацией, уполномоченной на осуществление такой реализации, в случаях, когда покупателем такого имущества выступает физическое лицо, возникает неопределенность по следующим вопросам:
Во-первых, в вопросе о том, кто является плательщиком по налогу на добавленную стоимость;
Во-вторых, в вопросе о том, у каких лиц возникает обязанность исчислить, удержать из доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, то есть, какие лица признаются налоговыми агентами.
Предлагаемая редакция абзаца второго пункта 3 статьи 161 федерального закона направлена на устранение неопределенности по обоим указанным вопросам.
На сегодняшний день в случаях, когда покупателями имущества выступают юридические лица, они же признаются и плательщиками по налогу на добавленную стоимость, и налоговыми агентами. В тех случаях, когда покупателями имущества являются физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей), налоговыми агентами предлагается признать органы и организации, уполномоченные на осуществление реализации имущества.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.