Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки) дополняются положения статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с целью устранения имеющихся в законодательстве пробелов в отношении субъектного состава и принципов функционирования государственного сектора науки, препятствующих его эффективной деятельности и формирования на этой основе конкурентоспособного государственного сектора исследований и разработок.
Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, в числе важнейших задач государственной политики в области науки и технологий определены повышение эффективности функционирования государственного сектора науки и высоких технологий, совершенствование его финансирования, повышение эффективности управления собственностью государственного сектора науки и высоких технологий. Решение этих задач невозможно без четкого понимания состава и принципов функционирования государственного сектора.
Только после выделения в составе научно-технического комплекса страны государственного сектора науки можно будет адресно решать проблему регулирующих воздействий на эту сферу в целях оптимизации темпов и пропорций научно-технического и экономического развития России. Однако до настоящего времени в законодательстве соответствующее понятие отсутствует.
Вместе с тем по данным статистики за 2008 год в государственной собственности сосредоточено около 80% научно-технического потенциала страны. Государственный сектор науки является основным источником отечественных инноваций, направленных на обеспечение безопасности и решение важнейших социально-экономических задач и является гарантом интересов государства в научно-технологической сфере.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, особо подчеркивается, что для перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития и повышения национальной конкурентоспособности в стране должна быть создана конкурентоспособная в глобальном масштабе национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, определено, что для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на таких приоритетах устойчивого развития, как наука, технологии, образование, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства (пункт 24 Стратегии). При этом стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы (пункт 66 Стратегии).
Таким образом, в интересах решения задач социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечения потребностей экономики, национальной безопасности и эффективного функционирования государственных организаций науки, государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях.
Важность и актуальность законодательного закрепления понятия "государственный сектор науки", его состава, структуры, а также принципов государственной поддержки были отмечены участниками "круглого стола" на тему "Правовое регулирование государственного сектора науки", состоявшегося в Совете Федерации 30 октября 2008 года.
Законопроектом предлагается определить субъектный состав государственного сектора науки на основе принадлежности имущества научных организаций к государственной собственности. Исходя из этого принципа, государственный сектор науки должны составить: научные организации, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных академий наук и государственных корпораций.
Научные организации, находящиеся в ведении госкорпораций, включены в этот перечень, так как в их ведении находятся научные организации в форме государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной собственности. Только в Государственной корпорации "Росатом" насчитывается около 130 таких организаций.
В данный перечень вошли также образовательные учреждения высшего профессионального образования, уставом которых научная (научно-техническая) деятельность, а также подготовка научных кадров является основной. Это федеральные университеты, университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", и университеты, получившие в соответствии с федеральным законом особый статус - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет.
Кроме того, в состав государственного сектора включаются организации, наделенные статусом "государственный научный центр Российской Федерации".
Научные организации государственного сектора науки могут быть созданы в форме:
государственных (бюджетных и автономных) учреждений;
государственных учреждений государственных академий наук;
государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;
хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций (долей) находятся в государственной собственности;
хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций (долей) находятся в государственной собственности.
В качестве основы предлагаемого подхода использовались, в том числе, положения постановления Правительства Российской Федерации от 4 января 1999 года N 1.
В законопроекте предложены принципы и направления деятельности организаций государственного сектора науки. В первую очередь, их деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей общества и экономики в новых знаниях и технологиях, проведение фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, общественных и гуманитарных наук; разработку прогнозов научно-технологического развития страны и развитие системы научной экспертизы, обеспечение развития национальной научно-технологической базы, развитие кадрового потенциала науки, высшего профессионального образования и производства; развитие государственно-частного партнерства при реализации научной и инновационной политики.
В законопроект включены нормы, направленные на поддержку и развитие государственного сектора науки и входящих в его состав организаций.
Законопроектом предусмотрено, что приватизация государственного имущества научных организаций государственного сектора науки осуществляется в особом порядке, устанавливаемом федеральным законом.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию потенциала государственного сектора науки и повышению эффективности его функционирования.
Введение в действие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Член Совета Федерации |
Х.Д. Чеченов |
Депутат Государственной Думы |
В.А. Черешнев |
Депутат Государственной Думы |
В.К. Осипов |
Депутат Государственной Думы |
В.В. Зубарев |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки)
Проект Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки) не накладывает каких-либо финансовых обязательств на государство, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Член Совета Федерации |
Х.Д. Чеченов |
Депутат Государственной Думы |
В.А. Черешнев |
Депутат Государственной Думы |
В.К. Осипов |
Депутат Государственной Думы |
В.В. Зубарев |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки)
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих актов федерального законодательства или принятия новых актов федерального законодательства.
Член Совета Федерации |
Х.Д. Чеченов |
Депутат Государственной Думы |
В.А. Черешнев |
Депутат Государственной Думы |
В.К. Осипов |
Депутат Государственной Думы |
В.В. Зубарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.