Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 228597-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях оптимизации системы принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
Существующая система исполнения исполнительных документов продолжает оставаться недостаточно эффективной, что в значительной степени снижает результативность судебной реформы, вредит репутации власти в глазах населения и международного сообщества.
Количество исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение в ФССП России, ежегодно увеличивается. В 2007 году в ФССП России поступило 34 785 576 исполнительных документов, а в 2008 году количество исполнительных документов составило 35 938 478. Из них исполнительные документы, сумма взыскания по которым не превышает 500 рублей, в 2007 году составили 11 454 459, а в 2008 количество исполнительных документов указанной категории возросло до 12 444 839.
В основном это постановления органов и должностных лиц, вынесенные в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также акты органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Это при том, что в силу действующего законодательства (статья 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве") органы и должностные лица, вынесшие акты о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, вправе самостоятельно направить их непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Сегодня, к примеру, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обладают необходимой информацией о месте работы должника, перечисляемых страховых взносах, пенсионных накоплениях.
Постановления ряда административных органов, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемые в настоящее время для принудительного исполнения в Службу судебных приставов, содержат требования о взыскании штрафа, пеней, недоимки в незначительном размере, зачастую не превышающих 100 рублей.
Так, в Управление ФССП России по Пензенской области в марте 2008 года на принудительное исполнение поступило более 450 постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей - индивидуальных предпринимателей и организаций с суммой взыскания от нуля до шести рублей.
При этом затраты на ведение исполнительных производств и осуществление исполнительных действий значительно превышают сумму, подлежащую взысканию по указанным исполнительным документам. Значительное количество таких постановлений негативно влияет на эффективность и результативность работы ФССП России по исполнению судебных актов, а также постановлений уполномоченных органов и должностных лиц на более значительные суммы.
Принудительное исполнение данной категории исполнительных документов не только влечет серьезные трудозатраты, затраты времени судебного пристава-исполнителя, но и является экономически невыгодной деятельностью для государства.
Кроме того, практика взыскания по подобным исполнительным документам противоречит основным принципам бюджетного законодательства, а именно принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный принцип означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Решение вопроса принудительного исполнения указанной категории исполнительных документов возможно путем накопления сумм задолженности в отношении одного должника не превышающих пятисот рублей и предъявление данных исполнительных документов на исполнение в Службу судебных приставов лишь в том случае, когда размер взыскания по нескольким исполнительным документам в сумме будет составлять более пятисот рублей.
Следует отметить, что эффективное функционирование предложенной накопительной системы, безусловно, потребует принятия соответствующих комплексных мер. В частности, определение государственного органа исполнительной власти, осуществляющего единое администрирование обязательных платежей и направление их на принудительное исполнение в Службу судебных приставов. Следующей эффективной мерой видится установление предельного размера суммы пени для возникновения правовых оснований для обращения органа с соответствующим заявлением в суд.
С учетом изложенного предлагается внесение изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты в части ограничения предъявление в органы принудительного исполнения исполнительных документов, сумма взыскания по которым составляет менее пятисот рублей, что позволит накапливать задолженность в отношении одного должника и запускать "механизм исполнения" только в том случае, когда сумма взыскания будет достигать указанной суммы.
Следует обратить внимание, что такие ограничения не будут распространяться на исполнительные документы, выданные судами, и судебные акты, являющиеся исполнительными документами.
В случае возможного предъявления в Службу судебных приставов исполнительных документов, сумма взыскания по которым составляет менее пятисот рублей законопроектом предусмотрено возвращение такого исполнительного документа органу, должностному лицу, выдавшему исполнительный документ, без возможности осуществления Службой судебных приставов принудительного исполнения.
Реализация данной инициативы, в первую очередь, повлечет сокращение значительных финансовых затрат, связанных с ведением исполнительных производств на мизерные суммы, снизит нагрузку на судебных приставов-исполнителей, которая в настоящее время в значительной степени превышает установленные нормативы, а также позволит повысить результативность исполнительных действий судебного пристава-исполнителя, оптимизировать деятельность ФССП России, устранить имеющееся противоречие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Кроме того, предлагаемый механизм будет способствовать понуждению административных органов применять уже закрепленные в законодательстве меры административного воздействия на неплательщиков штрафов. В частности, речь идет о привлечении указанных лиц к административной ответственности за неуплату штрафа (статья 20.25 КоАП). При уклонении должника от уплаты штрафа в размере менее пятисот рублей и при выполнении в данном случае органом либо должностным лицом требований статьи 32.2 КоАП о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, уже судом будет решаться вопрос о привлечении неплательщика штрафа к административной ответственности. При этом судом может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, исполнение которого будет осуществляться ФССП России.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона создаст необходимую нормативную основу для функционирования эффективно действующей системы исполнения требований актов органов и должностных лиц, послужит стимулом для добровольного исполнения должниками исполнительных документов, а также, что особо важно в условиях сегодняшнего экономического кризиса, позволит повысить поступление доходов в бюджет Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта в качестве федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнительного расходования средств федерального бюджета не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в федеральные законы Российской Федерации или принятия новых законов, признания утратившим силу, приостановления иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.