Операции по централизованному снабжению в учреждениях Минобороны
С. Мухин,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 43-53.
Большая часть имущества поступает воинским частям Минобороны в рамках централизованного снабжения. Централизованное снабжение представляет собой процесс обеспечения материальными ценностями учреждений-грузополучателей при осуществлении расчетов с поставщиками за эти материальные ценности учреждением-заказчиком. О том, что следует учитывать при отражении операций по централизованным поставкам материальных ценностей, расскажем в статье.
Ведение бюджетного учета операций по движению материальных ценностей воинскими частями осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ*(1), инструкциями N 157н *(2), N 162н *(3), правовыми актами Минобороны. Дополнительно к вышеперечисленным документам Минобороны рекомендовало к использованию Письмо от 25.04.2014 N 184/7/223 "Об обеспечении ведения бюджетного (бухгалтерского) учета расчетов между воинскими частями и учреждениями и оформления документов по передаваемым (получаемым) материальным ценностям" (далее - Письмо N 184/7/223).
В силу общих указаний, приведенных в разд. I Письма N 184/7/223, получение (передача) воинской частью материальных ценностей осуществляется на основании распоряжения (наряда, разнарядки, телеграммы, телефонограммы, другого распорядительного документа) довольствующего органа, оформленного (доведенного) в установленном порядке.
Полномочия должностного лица, получающего материальные ценности, подтверждаются доверенностью (ф. 0315001 или ф. 0315002), подписанной командиром воинской части и начальником штатного (обслуживающего) финансового органа или уполномоченными ими на то должностными лицами. При этом подписи должностных лиц должны быть скреплены печатью воинской части. Доверенность нужно зарегистрировать в журнале регистрации выданных доверенностей (ф. 6002201) штатного (обслуживающего) финансового органа.
Первичный учетный документ на получение (передачу) материальных ценностей после отражения факта хозяйственной жизни в книгах (карточках) учета соответствующего довольствующего органа воинской части представляется в финансовый орган для отражения в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета и оформления документов по внутриведомственным, межведомственным или межбюджетным расчетам.
Оформление сопроводительных документов по централизованному снабжению
При централизованном снабжении материальными ценностями орган военного управления выступает как государственный заказчик, который:
- заключает государственные контракты на поставки материальных ценностей;
- обеспечивает финансирование заказа.
Необходимо отметить, что сам порядок отражения операций по централизованному снабжению казенных учреждений материальными ценностями подробно раскрыт в разд. 6 Инструкции N 162н. В силу норм, изложенных в нем, отражение операций в бюджетном учете зависит от условий заключенного контракта. Инструкция N 162н предусматривает два варианта поставки:
- материальные ценности могут быть доставлены учреждению-заказчику с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для учреждения-грузополучателя;
- материальные ценности направляются от поставщика напрямую учреждению-грузополучателю, минуя склад заказчика.
В обоих случаях взаимосвязанные расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805)*(4) (в двух экземплярах) согласно первичным учетным документам, прилагаемым к нему (п. 154 Инструкции N 162н).
В силу разъяснений, приведенных в разд. II Письма N 184/7/223, орган военного управления в течение трех рабочих дней со дня отправки материальных ценностей выписывает и направляет извещение (ф. 0504805) с приложением первичных учетных документов или их копий, подтверждающих факт приемки-передачи материальных ценностей:
- в двух экземплярах - в воинскую часть - грузополучателю, имеющую штатный финансовый орган;
- в трех экземплярах - в обслуживающий финансовый орган (воинскую часть - грузополучателю, не имеющую штатного финансового органа).
Все экземпляры поступившего извещения (ф. 0504805) подписываются командиром воинской части - грузополучателя и руководителем штатного (уполномоченным лицом подразделения материального учета обслуживающего) финансового органа и скрепляются печатью воинской части - грузополучателя.
Далее первый экземпляр извещения (ф. 0504805) остается в делах штатного (подразделения материального учета обслуживающего) финансового органа. Второй не позднее трех рабочих дней после получения направляется в орган военного управления (финансовый орган), осуществляющий централизованные расчеты. Третий представляется подразделением материального учета в обслуживающий финансовый орган, структурным подразделением которого он является.
Отражение операций по централизованному снабжению
В соответствии с нормами, изложенными в разд. 6 Инструкции N 162н, учет у учреждения-грузополучателя при централизованных поставках зависит от того, когда в учреждение поступили материальные ценности: до или после получения извещения (ф. 0504805).
Рассмотрим оба варианта отражения операций в учете воинской части.
Согласно п. 158 Инструкции N 157н учреждение-грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика до поступления от учреждения-заказчика извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов принимает к учету материальные ценности с отражением их на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
При поступлении от учреждения-заказчика извещения (ф. 0504805), в том числе его второго экземпляра, сформированного учреждением-грузополучателем, в бюджетном учете последнего приводятся корреспонденции счетов, предусмотренные п. 157 Инструкции N 162н, с одновременным выбытием принятых к учету материальных ценностей с забалансового счета 22. При этом п. 375 Инструкции N 157н допускается возможность использования данного имущества до получения указанных документов при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств.
Для справки. В соответствии с п. 10 Письма N 184/7/223 расчеты по централизованному снабжению материальными ценностями воинских частей, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется на основании бюджетной сметы, отражаются в бюджетном учете с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Пример 1
30 ноября 2015 года в воинскую часть поступило вещевое имущество в виде обмундирования военнослужащих в рамках централизованного снабжения. Согласно документам поставщика сумма поставки - 275 000 руб. Груз от поставщика поступил в ноябре 2015 года до момента получения извещения (ф. 0504805).
Извещение (ф. 0504805) от органа военного управления пришло 2 декабря 2015 года.
В учете учреждения-получателя были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Ноябрь 2015 года | |||
Поступило обмундирование от поставщика до момента получения извещения (ф. 0504805) | 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" | 275 000* | |
Декабрь 2015 года | |||
Поставлено на основании полученного извещения (ф. 0504805) на балансовый учет обмундирование и списано с забалансового учета | 1 106 34 340 1 105 35 340 | 1304 04 340* 1 106 34 340 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" | 275 000 |
* По согласованию с главным распорядителем запись по данному счету производится на сумму, указанную в отгрузочных документах поставщика (п. 375 Инструкции N 157н). |
Если же материальные ценности поступили в воинскую часть после получения извещения (ф. 0504805), то в соответствии с нормами и требованиями бюджетного учета учреждению-грузополучателю следует учитывать такие ценности на счете 107 00 "Нефинансовые активы в пути".
В силу п. 157 Инструкции N 162н сумма материальных ценностей, отправленных поставщиком в адрес учреждения-грузополучателя согласно представленным им документам, но не поступивших к моменту получения учреждением-грузополучателем извещения (ф. 0504805), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути".
Пример 2
В рамках централизованного снабжения воинская часть 30 декабря 2015 года получила извещение (ф. 0504805) о направлении ей запасных частей для ремонта автомашин на сумму 385 000 руб. от заказчика, уполномоченного на осуществление таких закупок. В учреждение отправленные запчасти поступили 3 января 2015 года. Государственным контрактом предусмотрено, что организация-поставщик направляет материальные ценности учреждениям-грузополучателям напрямую, минуя склад учреждения-заказчика.
В учете учреждения-получателя были сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Декабрь 2015 года | |||
Отражена на основании полученного извещения (ф. 0504805) стоимость не поступивших запасных частей | 1 107 33 340 | 1 304 04 340 | 385 000 |
Январь 2016 года | |||
Поступили запасные части в воинскую часть | 1 106 34 340 1 105 36 340 | 1 107 33 440 1 106 34 340 | 385 000 |
Учет расчетов между воинскими частями и главным военным управлением
В разделе III Письма N 184/7/223 приведены разъяснения по расчетам при передаче материальных ценностей между воинскими частями, подведомственными одному главному военному управлению. В пункте 11 данного письма сообщается, что при передаче материальных ценностей между воинскими частями (в том числе при перемещении военнослужащих к новому месту службы) штатным (подразделением материального учета обслуживающего) финансовым органом воинской части - грузоотправителя извещение (ф. 0504805) выписывается не менее чем в двух экземплярах и направляется в течение трех рабочих дней со дня совершения факта хозяйственной жизни воинской части - грузополучателю (имеющей штатный финансовый орган) или в обслуживающий финансовый орган (воинскую часть - грузополучателю, не имеющую штатного финансового органа).
Регистрация поступившего извещения (ф. 0504805), его дооформление и отражение в бюджетном учете полученных материальных ценностей производятся штатным (подразделением материального учета обслуживающего) финансовым органом в порядке, рассмотренном выше (разд. II письма).
В соответствии с п. 13 Письма N 184/7/223 первый экземпляр дооформленного извещения (ф. 0504805) остается в делах штатного (подразделения материального учета обслуживающего) финансового органа. Второй не позднее трех рабочих дней после получения направляется воинской части - грузоотправителю (имеющей штатный финансовый орган) или в обслуживающий финансовый орган (воинскую часть - грузоотправителю, не имеющую штатного финансового органа).
Расчеты по передаче материальных ценностей между воинскими частями, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется на основании бюджетной сметы, в том числе при перемещении военнослужащих к новому месту службы, отражаются в бюджетном учете с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Рассмотрим пример по отражению в учете централизованного снабжения с передачей материальных ценностей от одной воинской части к другой.
Пример 3
Воинской частью в рамках централизованного снабжения в январе 2016 года получены материальные ценности (хозяйственные материалы) на сумму 80 000 руб. (цифры в примере приведены условные). По согласованию с главным военным управлением часть материальных ценностей в феврале 2016 года передана другой воинской части того же ведомства.
Общая сумма переданных ценностей составляет 35 000 руб.
В учете были сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Январь 2016 года | |||
Отражена на основании полученного извещения (ф. 0504805) сумма поступивших хозяйственных материалов | 1 106 34 340 1 105 36 340 | 1 304 04 340 1 106 34 340 | 80 000 |
Февраль 2016 года | |||
Отражена передача хозяйственных материалов другой воинской части (основание - извещение (ф. 0504805), накладная на отпуск материалов на сторону) | 1 304 04 340 | 1 105 36 440 | 35 000 |
Учет расчетов в бюджетных (автономных) учреждениях Минобороны
Особенности расчетов с государственными бюджетными (автономными) учреждениями Минобороны по передаваемым материальным ценностям представлены в разд. IV Письма N 184/7/223. В соответствии с п. 15 данного письма порядок оформления операций по безвозмездному получению (передаче) материальных ценностей государственными бюджетными и автономными учреждениями Минобороны аналогичен порядку, приведенному в разд. I-III этого письма.
Хотим обратить внимание на п. 37 Инструкции N 174н*(5), п. 37 Инструкции N 183н*(6).
В силу норм данных пунктов передача материальных ценностей отражается у передающей стороны (бюджетного (автономного) учреждения Минобороны) на основании первичных учетных документов, подтверждающих передачу (получение) материальных ценностей, и извещения (ф. 0504805) по дебету счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям". У принимающей стороны такая операция отразится по кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы".
Аналогичные разъяснения приведены в п. 17 Письма N 184/7/223.
Бухгалтерский учет расчетов по передаче материальных ценностей между обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета, ведется с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 4 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Обратите внимание! Порядок документального оформления указанных фактов хозяйственной жизни, правила оформления и сроки направления извещения (ф. 0504805) устанавливаются государственным бюджетным (автономным) учреждением Минобороны самостоятельно.
Рассмотрим пример по передаче материальных ценностей.
Пример 4
Автономным учреждением Минобороны от бюджетного учреждения на основании распоряжения учредителя безвозмездно получены строительные материалы на сумму 56 000 руб. (цифра приведена условная).
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учете передающей стороны (бюджетного учреждения) | |||
Переданы безвозмездно строительные материалы автономному учреждению | 4 401 20 241 | 4 105 34 440 | 56 000 |
В учете принимающей стороны (автономного учреждения) | |||
Получены безвозмездно строительные материалы | 4 105 34 000 | 4 401 10 180 | 56 000 |
Учет межведомственных и межбюджетных расчетов
Особенности отражения операций по централизованному снабжению в рамках межведомственных и межбюджетных расчетов разъяснены в разд. V Письма N 184/7/223. В соответствии с п. 19 данного письма при передаче воинскими частями, государственными бюджетными и автономными учреждениями Минобороны материальных ценностей в рамках межведомственных расчетов организациям других федеральных органов исполнительной власти, а также межбюджетных расчетов учреждениям других бюджетов бюджетной системы РФ, штатным (подразделениям материального учета обслуживающего) финансовым органам грузоотправителя выписывается извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах. Оно направляется получателю в течение трех рабочих дней со дня совершения хозяйственной операции с приложением документов, подтверждающих факт приемки-передачи (получения убывающим военнослужащим) материальных ценностей.
При получении воинскими частями, государственными бюджетными и автономными учреждениями Минобороны материальных ценностей в рамках межведомственных и межбюджетных расчетов извещение (ф. 0504805) дооформляется согласно п. 8 Письма N 184/7/223. Второй экземпляр дооформленного извещения (ф. 0504805) направляется грузоотправителю в течение трех рабочих дней.
Бюджетный (бухгалтерский) учет расчетов по передаче материальных ценностей учреждениям в рамках межведомственных расчетов ведется с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" у передающей стороны и счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" у принимающей стороны.
В случае если операции по передаче имущества осуществляются в рамках межбюджетных расчетов, то при отражении операций используются соответствующие счета аналитического учета счета 0 401 20 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" у передающей стороны. У принимающей стороны - счет 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
* * *
В заключение отметим, что сверка произведенных с контрагентами внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных взаиморасчетов по централизованному снабжению за отчетный период (с начала финансового года) производится воинскими частями, государственными бюджетными (автономными) учреждениями Минобороны ежеквартально в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом.
Проведение и документальное оформление сверки осуществляются по взаимному соглашению сторон. При этом сверка должна обеспечить исключение расхождений в отчетных показателях передающей и принимающей стороны.
Отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности поступления и выбытия материальных ценностей в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов осуществляется в том отчетном периоде, в котором они были фактически получены и переданы (на основании первичных учетных документов). Операции по закрытию соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" по завершении отчетного года отражаются в справке (ф. 0504833)*(7) следующими бухгалтерскими записями (п. 109, 110 Инструкции N 162н):
- в части полученных и использованных сумм бюджетных средств, а также сумм завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездному поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств): дебет счета 1 304 04 000 / кредит счета 1 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
- в части сумм бюджетных средств, использованных за текущий финансовый год, а также сумм завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) нефинансовых, финансовых активов (обязательств): дебет счета 1 401 30 000 / кредит счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Бюджетная (бухгалтерская) отчетность составляется и представляется в порядке и сроки, которые установлены Минфином, с учетом особенностей, определяемых Минобороны.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Данная форма утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(7) Форма утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"