Штатное расписание учреждения здравоохранения
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 13-21.
Штатное расписание - документ медицинской организации, в котором отражается организационная структура, приводится перечень наименований должностей и профессий по каждому структурному подразделению и в целом по медицинской организации, а также излагается информация о количестве штатных единиц. Штатное расписание разрабатывается и утверждается приказом руководителя учреждения. О том, по какой форме составляется штатное расписание медицинской организацией, можно ли вносить изменения в штатное расписание, в течение какого времени штатное расписание должно храниться в учреждении, обязано ли учреждение предоставлять штатное расписание проверяющим, поговорим в этой статье.
Форма штатного расписания
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 323-ФЗ*(1) к полномочиям Минздрава относится установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.
Статьей 37 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками ее оказания, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по ее отдельным видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя также рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.
Структура и штатная численность работников учреждения устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.
Примерные формы штатного расписания для медицинских учреждений приведены в приложениях 1-3 к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденному Приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16 (Письмо ФФОМС от 06.04.2015 N 1726/30-4 "О порядке формирования штатных расписаний").
Следует отметить, что на территориях некоторых субъектов РФ действуют отдельные нормативные акты, изданные департаментом здравоохранения, в которых в качестве рекомендуемых для применения форм штатного расписания выступают формы, приведенные в приложениях к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Распоряжение Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.09.2015 N 1022-р "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатного расписания медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающими первичную медико-санитарную помощь". Данным документом установлено, что медицинские организации государственной системы здравоохранения г. Москвы применяют форму штатного расписания, утвержденную Приказом Минздравмедпрома РФ N 16.
В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ юридические лица (к которым относятся государственные и муниципальные учреждения) действуют на основании уставов, утверждаемых их учредителями (участниками).
Согласно п. 29 Примерного устава федерального государственного учреждения системы здравоохранения, направленного Письмом Минздравмедпрома РФ от 25.06.1996 N 2510/2926-96-27, руководитель учреждения утверждает структуру, штатное расписание и сметы учреждения здравоохранения и его обособленных подразделений.
Отдельное установление штатного расписания в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрено и не требуется (Письмо ФФОМС N 1726/30-4).
Правила составления штатного расписания
Пунктом 3 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения предусмотрено, что штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается руководителями учреждений.
Заново утверждать штатное расписание на предстоящий год необязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. Причины внесения поправок в штатное расписание могут быть следующими:
- сокращение численности работников (штата) учреждения;
- исключение из штатного расписания вакантных должностей (профессий);
- замена должностей (профессий);
- изменение размеров должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы (условий оплаты труда);
- дополнение штатного расписания новыми должностями и (или) профессиями либо структурными подразделениями в связи с увеличением государственного (муниципального) задания;
- изменение названий должностей работников.
Внесение изменений в штатное расписание производится в следующем порядке:
1) издается приказ руководителя учреждения о внесении исправлений в штатное расписание;
2) составляется штатное расписание с учетом произошедших изменений;
3) приказом руководителя учреждения утверждается новое штатное расписание с учетом всех поправок.
В зависимости от причины изменения штатного расписания помимо вышеперечисленных основных этапов совершаются дополнительные действия. Например, если основанием для внесения поправок в штатное расписание послужило сокращение численности работников ввиду ликвидации учреждения, то:
1) не менее чем за два месяца до начала процедуры сокращения работникам выдается под подпись письменное уведомление о предстоящем сокращении (ст. 180 ТК РФ);
2) издается приказ учреждения об утверждении комплекса мероприятий по сокращению численности работников (штата);
3) издается приказ об исключении работников из штатной численности по причине ликвидации учреждения.
В случае если внесение поправок в штатное расписание связано с исключением вакантных должностей (профессий) или структурных подразделений в связи с организационными изменениями в работе учреждения, издается приказ руководителя учреждения о внесении изменений в штатное расписание (уведомление работников учреждения в этом случае не осуществляется), разрабатывается новое штатное расписание и утверждается приказом руководителя учреждения.
В приложениях 1-3 к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения приведены примерные формы штатных расписаний:
- амбулаторно-поликлинического учреждения здравоохранения;
- больничного учреждения здравоохранения;
- объединенного учреждения здравоохранения.
Поскольку вышеприведенные формы штатного расписания носят рекомендательный характер, они по усмотрению учреждения, составляющего штатное расписание, могут быть дополнены необходимой информацией, например, сведениями о размерах должностных окладов и стимулирующих и компенсационных выплат, установленных для каждой должности. Следует отметить, что многие органы исполнительной власти, выполняющие функции учредителя, рекомендуют подведомственным государственным (муниципальным) учреждениям составлять штатные расписания по форме Т-3 *(2).
В качестве примеров можно привести Методические рекомендации по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденные Приказом Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 N 166, Методические рекомендации по составлению штатного расписания в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденные Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 17.12.2014 N 317-р.
Форма штатного расписания Т-3 предполагает отражать в ней не только информацию о наименованиях должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, но и:
- размеры должностных окладов (тарифных ставок);
- надбавки к должностным окладам, установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), введенные по усмотрению организации, например, надбавки, связанные с режимом или условиями труда.
Фактически штатное расписание по форме Т-3 содержит числовые составляющие формирования фонда оплаты труда учреждения. Наличие в штатном расписании числовых показателей формирования фонда оплаты труда усложняет процесс составления данного документа и не всегда целесообразно. Поэтому рекомендуемые в приложениях 1-3 к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения формы содержат информацию только о должностях и численности работников медицинского учреждения. По желанию учреждения форму можно дополнить данными о размерах оклада и надбавок по должностям.
При составлении штатного расписания по форме, рекомендуемой в Порядке составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, в нем указываются:
- наименование учреждения здравоохранения (в соответствии с действующей номенклатурой этих учреждений, которая утверждена Приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 N 529н) и его адрес;
- наименование должности (Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н);
- количество штатных должностей, которое должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы.
В штатном расписании медицинского учреждения выделяют структурные подразделения. В него включаются штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности начиная с высшего звена и заканчивая младшим звеном, например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица.
Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, но не по медицинским структурным подразделениям (п. 6 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения).
Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке.
В штатном расписании проставляется итоговая численность должностей (численность по штатному расписанию должна корреспондировать численности по тарификационному списку), в том числе численность должностей врачебного, среднего и младшего медицинского и фармацевтического персонала, персонала, приравненного по оплате труда к врачам (п. 9 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения).
Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указываются в соответствующих долях (0,25, 0,5, 0,75) (п. 10 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения).
По группе работников, которым установлена сдельная оплата труда, в штатном расписании приводится общее число работников этой группы.
Сроки хранения штатного расписания
Документы, которые используют медицинские учреждения в своей деятельности, хранятся в учреждении в течение времени, установленного для этого законодательными актами РФ.
Для штатных расписаний в учреждениях по месту разработки и (или) утверждения установлен постоянный срок хранения, в других же организациях они хранятся три года (ст. 71 Перечня *(3)).
Проекты штатных расписаний должны храниться пять лет (п. 72 Перечня), переписка по разработке и изменению штатных расписаний - три года после утверждения (п. 73 Перечня), а штатные расстановки - 75 лет (п. 74 Перечня).
К сведению. Штатная расстановка - документ, аналогичный штатному расписанию, в котором указываются фамилии, имена и отчества работников, занимающих определенные должности. Применение штатной расстановки помогает отследить наличие вакантных должностей, а также заполнение штатных единиц при приеме на работу совместителя в случае, если одна должность делится между несколькими работниками.
Например, медицинское учреждение разработало и утвердило приказом руководителя штатное расписание, а затем направило его учредителю (по требованию последнего). В медицинском учреждении штатное расписание должно храниться постоянно (срок хранения штатного расписания не ограничен никакой датой), у учредителя же оно хранится три года, а затем уничтожается.
Предоставление штатного расписания при проверках
Действия работников контрольно-ревизионных служб (отделов) регулируются нормативно-правовыми актами. Обязанность учреждения предоставить проверяющим органам по их требованию штатное расписание вытекает из правовых актов, регламентирующих действия лиц, проводящих проверку.
Из положений ст. 93 НК РФ следует, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246, к документам, поименованным в ст. 93 НК РФ, относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), включая штатное расписание. Таким образом, право запрашивать у учреждения, в отношении которого ведутся контрольные мероприятия, штатное расписание установлено ст. 93 НК РФ.
Право работников ПФР и ФСС запрашивать штатное расписание у проверяемого учреждения предусмотрено:
- Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п;
- Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81.
При проведении специальной оценки условий труда государственные инспекторы труда запрашивают штатное расписание учреждения в соответствии с требованиями по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" согласно Приказу Роструда от 02.06.2014 N 199.
Выписка из штатного расписания
Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику:
- трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), которая в дальнейшем (не позднее трех рабочих дней со дня выдачи) должна быть возвращена работодателю;
- копии документов, связанных с работой (приказов о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении);
- выписки из трудовой книжки;
- справки о заработной плате, начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, периоде работы у данного работодателя и др.
Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставлены работнику безвозмездно. Таким образом, при письменном обращении работника учреждение-работодатель обязано сделать и предоставить ему выписку из штатного расписания при соблюдении требований ст. 88 ТК РФ. Напомним, что данной статьей установлены требования к передаче персональных данных работников. Поэтому в выписке из штатного расписания должны быть отражены сведения только о должности обратившегося работника и предусмотренных для этой должности выплатах.
* * *
В завершение статьи вкратце сформулируем выводы.
1. Примерные формы штатного расписания для медицинских учреждений приведены в приложениях 1-3 к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения.
2. Штатное расписание утверждается по состоянию на 1 января. Утверждать его снова на предстоящий год не требуется, если в него не вносились поправки или вносились незначительные изменения.
3. Срок хранения штатного расписания в учреждении - бессрочный (постоянный).
4. По письменному запросу работника ему выдается выписка из штатного расписания, как того требуют положения ст. 62 ТК РФ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(2) Форма и порядок ее заполнения утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
*(3) Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"