Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 286203-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направлен на совершенствование института законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает обеспечение единого статуса депутатов законодательной (представительной) власти субъекта федерации с точки зрения их основных прав и обязанностей, связанных с их профессиональной деятельностью.
Создание института профессионального парламента в субъектах федерации в условиях разделения полномочий между законодательной и исполнительной властью значительно снизит зависимость таких парламентов от исполнительной власти, что будет способствовать выработке независимых предложений по экономическому и социальному развитию региона.
Статистика законодательных инициатив, внесенных субъектами федерации в Государственную Думу, показывает, что принимается всего 5% законопроектов. Основная причина отклонения законопроектов заключается в их низком качестве, в том числе и в юридико-техническом исполнении.
В настоящее время только три парламента из 86 работают на профессиональной постоянной основе: это парламенты Чеченской республики, где на 1,1 млн. жителей работают на постоянной основе 40 депутатов; в г. Санкт-Петербурге - на 4,6 млн. жителей 50 постоянно работающих депутатов; в г. Москве - на 10,4 млн. жителей всего 35 депутатов работающих на постоянной основе.
В некоторых субъектах федерации, в частности, в республике Башкортостан на 4,1 млн, населения из 120 депутатов парламента на постоянной основе работает всего 25 человек. В таких субъектах федерации как Ростовская обл. на 4,4 млн. населения, на постоянной основе работает всего 5 депутатов; в Кемеровской обл. на 2,9 млн. населения, на постоянной основе работает 10 депутатов; в Нижегородской обл. на 3,5 млн. населения, работают постоянно 10 депутатов; в Саратовской обл. на 2,6 млн. населения - всего 2 депутата работают на постоянной основе; в Тюменской обл. на 3,3 млн. населения, работают постоянно 6 депутатов; в Челябинской обл. на 3,6 млн. населения постоянно работают 5 депутатов; в Курганской области на 1 млн, населения постоянно работает всего 2 депутата.
Остальные депутаты работают без отрыва от основной деятельности. Депутат законодательного (представительного) органа субъекта федерации должен не только участвовать в заседаниях парламента, но и участвовать в работе комитетов и комиссий, готовить и вносить законопроекты, депутатские запросы. Он также должен поддерживать связь и с избирателями, а эта работа предусматривает регулярные встречи с избирателями. Депутат обязан обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившихся нарушений прав и свобод граждан РФ.
Большая текучесть депутатского корпуса в парламентах субъектов федерации при очередных выборах не способствует улучшению качества работы такого парламента. Депутатов прежнего созыва остается от 4 до 50%.
Проведенные недавно среди избирателей социологические опросы показали, что большинство избирателей в регионах не знают своих депутатов. В результате чего снижается доверие общества не только к законодательной, но и исполнительной власти.
По имеющейся информации, на весенних выборах 2009 года в регионах будет избрано меньше народных представителей. После 1 марта 2009 года с 20 до 11 депутатов уменьшится собрание депутатов Ненецкого АО, со 110 до 72 снизится количество депутатов в парламенте Кабардино-Балкарии, численность депутатов Новосибирского облсовета уменьшится с 98 до 76 депутатов, в Тульской области с 48 до 40 депутатов, в Хакасии Верховный совет сократят до 50 человек.
По мнению авторов законопроекта, чем меньше представительный орган, тем легче он поддается давлению, тем проще им манипулировать в условиях тотального доминирования исполнительной власти.
Кроме того, борьба за численность региональных парламентов и соответственно за размер избирательных округов означает борьбу не только за влияние на парламент и депутатов, но и борьбу за избирательные права граждан.
Размер избирательного округа - это в некотором роде имущественный ценз на представительность, сильнее всего ударяющий по независимым кандидатам и представителям оппозиции. Чем больше размеры округа, тем сложнее выиграть выборы кандидату без административной поддержки и больших денег.
Кроме того, слишком большие округа дополнительно "отдаляют" кандидатов и депутатов от избирателей, в излишне сложносоставных округах, объединяющих разные города и районы у некоторых территорий заведомо не остается шанса избрать "своего" депутата, что, несомненно, стимулирует их протестную реакцию и сказывается на том, как учитываются их интересы.
"Хрестоматийным" стал пример Москвы, где на выборах в Мосгордуму 2005 года численность избирателей в округах по выборам депутатов МГД выросла с примерно 200 тысяч до около 450 тысяч (то есть составила примерно столько, сколько и в округах по выборам депутатов Госдумы РФ, пока они еще существовали).
Ссылка на то, что увеличение количества депутатов работающих на постоянной основе потребует дополнительных расходов из бюджетов субъектов федерации, не совсем состоятельна, так как депутатам, совмещающим депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по основному месту работы, в соответствии с законами субъектов федерации возмещаются расходы, связанные с исполнением депутатских полномочий.
По мнению автора законопроекта, количество депутатов парламента субъекта федерации работающих на постоянной профессиональной основе напрямую должно зависеть от количества проживающих жителей на территории субъекта федерации. Количество депутатов должно позволять эффективно исполнять свои полномочия, поэтому в законопроекте предложена минимальная численность депутатского корпуса, соответствующая возложенным на него обязанностям.
Предлагаемая сравнительная таблица по количеству депутатов, работающих на постоянной основе в зависимости от количества проживающих жителей в субъекте федерации, может выглядеть следующим образом:
Количество жителей в субъекте федерации (тыс. чел.) |
Количество депутатов, работающих на постоянной основе по предлагаемому варианту (чел.) |
до 100 от I00 до 500 от 500 до 1000 от 1000 до 2000 от 2000 до 4000 свыше 4000 |
не менее 10 20 30 40 60 75 |
Законопроект направлен на создание условий для профессиональной и эффективной работы законодательных (представительных) органов субъектов федерации, а также укрепления доверия населения к власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, так как эти расходы осуществляются из региональных бюджетов. С учетом незначительного количества депутатов это не приведет к заметным затратам указанных бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.