Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 286389-5 "Об исчислении времени на территории Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время порядок исчисления времени на территории Российской Федерации на законодательном уровне не установлен и регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1992 года N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации".
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации на территории Российской Федерации введен следующий порядок исчисления времени: поясное время плюс 1 час с дополнительным переводом ежегодно часовой стрелки в последнее воскресенье марта в 2 часа на 1 час вперед и в последнее воскресенье октября в 3 часа на 1 час назад.
Вместе с тем, по мнению большинства специалистов, указанный порядок исчисления времени в части дополнительного ежегодного перевода часовой стрелки на 1 час вперед (переход с "зимнего на летнее" время) вызывает значительное ухудшение здоровья граждан в период адаптации после указанного перевода часовой стрелки.
Несмотря на то, что комплексных исследований влияния перехода на "летнее" время на все сферы человеческой жизни не проводилось, некоторые исследования в субъектах Российской Федерации подтверждают вышеуказанные выводы специалистов.
Так, отдельные исследования в регионах показали, что в течение первых двух недель после перевода часовой стрелки на час вперед число вызовов скорой помощи вырастает на 12%, количество самоубийств возрастает на 66%, число несчастных случаев увеличивается на 29%, смертность от инфаркта миокарда увеличивается на 75%.
Анализ данных о смертности в России за период 1980-1999 годы показал, что прирост смертности по причине перевода часовой стрелки составляет 8-10% от общего прироста смертности, то есть по этой причине преждевременно умирает 60 - 70 тысяч россиян в год.
По мнению специалистов, неблагоприятные последствия для здоровья граждан несопоставимо больше, чем возможная экономическая выгода от дополнительного ежегодного перевода часовой стрелки, которая связывается только с экономией электроэнергии.
Принимая во внимание вышеизложенное, проект федерального закона предлагает на законодательном уровне определить порядок исчисления времени, в соответствии с которым на территории Российской Федерации в течение всего календарного года устанавливается поясное время плюс 1 час без дополнительного перевода ежегодно часовой стрелки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исчислении времени на территории Российской Федерации"
Принятие данного закона повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета.
По данным Центрального диспетчерского управления Единой энергосистемы (ЦДУ ЕЭС), переход на "летнее" время в России дает ежегодную экономию около 2 млрд. киловатт-часов электроэнергии. По другим данным экономия потребления электроэнергии от перехода на "летнее время" составляет 3,5 - 4,5 млрд. киловатт-часов.
В случае если в качестве оценки экономии электроэнергии выбрать наибольший показатель, то по отношению к объему производимой электроэнергии в стране экономия составляет всего 0,44% .
По данным РАО ЕЭС доля потребления электроэнергии предприятий и организаций, финансируемых из федерального бюджета, составляет 2,5% от общего потребления электроэнергии. Если взять верхнюю оценку ежегодной экономии электроэнергии в целом по стране, то для организаций, финансируемых из федерального бюджета, экономия при переходе на "летнее" время составляет 112,5 млн. киловатт-часов или порядка 125 млн. рублей средств федерального бюджета.
Таким образом, в случае реализации проекта федерального закона возможные дополнительные расходы средств федерального бюджета составят порядка 125 млн. рублей ежегодно.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют оценки расходов средств федерального бюджета, связанных с ежегодным переводом часовой стрелки, в частности: увеличение числа заболеваний в период перехода на "летнее" время, урегулирование расписания движения транспорта и др.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит сократить расходы средств федерального бюджета, используемых в указанных целях.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об исчислении времени на территории Российской Федерации"
Принятие данного закона повлечет необходимость изменения постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1992 года N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.