Агрострахование в 2016 году: чего ждать?
Д.Ю. Гусаров,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 47-49.
Минсельхоз утвердил План сельскохозяйственного страхования на 2016 год - базовый документ для оказания государственной поддержки сельхозпроизводителям. Напомним, он формирует перечни объектов страхования (по группам и видам культур, насаждений по видам животных), а также устанавливает предельные размеры ставок для расчета размера субсидий. Но это не единственные изменения в правилах агрострахования - есть ряд других важных поправок.
Законодательные новации
Вначале укажем, что анализируемые далее новации предусмотрены Законом N 424-ФЗ*(1).
Во-первых, в 2016 году будет применяться новое значение количественного показателя, характеризующего масштабы утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, - 20% (против 25%, установленных на 2015 год) (п. 13 ст. 2 Закона N 260-ФЗ*(2)). Снижение данного показателя приведет к повышению уровня финансовой защиты сельхозпроизводителей, что, несомненно, является положительным моментом.
Во-вторых, в 2016 году будут применяться принципиально новые правила агрострахования. Застраховать свой урожай (многолетние насаждения) или животных сельхозпроизводители смогут лишь в страховых организациях, вступивших в единое общероссийское объединение страховщиков (некоммерческая организация). Последние о своем намерении стать членом названного объединения должны были уведомить ЦБ РФ в срок до 1 января 2016 года.
К сведению. 18 сентября 2015 года пресс-служба ЦБ РФ опубликовала на своем сайте информацию о том, что с 1 января 2016 года статус единого общероссийского объединения страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой, приобрело "Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков".
Как сообщила пресс-служба, данное решение было принято по итогам проведенной оценки деятельности двух объединений агростраховщиков, действующих на этом рынке. В ходе работы была определена степень готовности каждого из них к осуществлению функций единого союза.
Статьей 9 Закона N 260-ФЗ к числу полномочий указанного объединения страховщиков отнесены, в частности:
- осуществление компенсационных выплат (в случае если страховое возмещение или его часть не могут быть осуществлены страховщиком, заключившим договор сельскохозяйственного страхования);
- формирование фонда компенсационных выплат (фонд может пополняться за счет сумм, полученных от инвестирования средств этого фонда);
- разработка по согласованию с уполномоченными органами и ЦБ РФ правил сельскохозяйственного страхования, а по согласованию с ЦБ РФ - правил деятельности страховых компаний в сфере сельскохозяйственного страхования;
- порядок вступления в объединение новых членов и выхода или исключения из него членов объединения страховщиков;
- осуществление контроля за соблюдением членами объединения установленных правил деятельности, правил сельскохозяйственного страхования.
Вся информация, связанная с деятельностью общероссийского объединения страховщиков, должна публиковаться на его официальном сайте (ст. 9 Закона N 260-ФЗ).
Согласно п. 10 ст. 2 Закона N 424-ФЗ после приобретения статуса единого общероссийского объединения страховщиков страховые организации, не являющиеся членами такого объединения, не вправе заключать договоры сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.
В завершение добавим: эксперты в области страхования считают, что создание единого общероссийского объединения приведет к унификации требований к страховой документации и подходов к сельскохозяйственному страхованию в целом, что в результате позволит упростить процедуру заключения договоров страхования для конечного потребителя - сельхозпроизводителя. По их мнению, централизация системы страхования позволит в 2016 году очистить рынок агрострахования от теневых схем и приведет на рынок страхования новых участников.
План сельскохозяйственного страхования
В соответствии с Законом N 260-ФЗ государство субсидирует 50% страхового взноса (страховой премии), уплачиваемого сельхозпроизводителем страховщику, но не более 50% суммы, рассчитанной исходя из предельного размера ставки для расчета размера субсидии. При этом под программу господдержки сельхозпроизводителя, как известно, подпадают не все виды сельскохозяйственных культур и животных, многолетних насаждений. Ежегодно профильное ведомство - Минсельхоз - в указанных целях утверждает План сельскохозяйственного страхования, который включает в себя:
- перечни объектов сельскохозяйственного страхования по видам, группам культур, многолетних насаждений, видам, половому, возрастному составу сельскохозяйственных животных, страхование которых подлежит государственной поддержке;
- предельные размеры ставок для расчета размера субсидий с учетом участия страхователя (самого хозяйства) в риске (при безусловной франшизе от 0 до 30%).
Так, в 2016 году будет действовать план, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 30.10.2015 N 522*(3). Как и прежде, предельные ставки для расчета размера субсидий дифференцированы в нем относительно субъектов РФ и объектов сельскохозяйственного страхования (сельскохозяйственных культур или животных, многолетних насаждений).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.12.2014 N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
*(2) Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
*(3) Документ опубликован на интернет-портале правовой информации (www.pravo. gov.ru) 27 ноября 2015 года, вступил в силу 8 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"