Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 29. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков
1. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков:
1) осуществляет регулирование клиринговой деятельности, в том числе принимает нормативные правовые акты, регулирующие клиринговую деятельность, а также иные нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) обеспечивает проведение единой государственной политики в области клиринга;
3) осуществляет контроль за исполнением центральным контрагентом, не являющимся клиринговой организацией, возложенных на него обязанностей;
4) устанавливает требования к порядку проведения клиринга;
5) осуществляет регистрацию правил клиринга и иных внутренних документов клиринговых организаций, подлежащих регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, и устанавливает порядок их регистрации;
6) осуществляет лицензирование клиринговой деятельности;
7) определяет требования к достаточности собственных средств клиринговых организаций и порядку и срокам их расчета, а также устанавливает иные требования, направленные на снижение рисков осуществления клиринговой деятельности;
8) определяет правила раскрытия информации клиринговыми организациями, а также правила предоставления информации участникам клиринга;
9) устанавливает объем, порядок, сроки и формы представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков отчетов и уведомлений клиринговыми организациями, а также лицами, которые прямо или косвенно распоряжаются, в том числе на основании договора доверительного управления, 5 и более процентами обыкновенных акций (долей) клиринговых организаций;
10) устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности клиринговых организаций;
11) устанавливает требования к порядку хранения и защиты информации, связанной с осуществлением клиринговой деятельности, а также к сроку ее хранения;
12) утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации физических лиц в сфере клиринговой деятельности и определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;
13) аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований настоящего Федерального закона, а также в случае аннулирования лицензии на осуществление клиринговой деятельности у клиринговой организации, в которой работает аттестованное лицо;
14) проводит проверки соблюдения организациями, осуществляющими аттестацию физических лиц в сфере клиринговой деятельности, условий аккредитации и осуществляет отзыв аккредитации в случае нарушения указанных условий;
15) осуществляет контроль за соблюдением клиринговыми организациями и центральными контрагентами, не являющимися клиринговыми организациями, требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов;
16) осуществляет проверку деятельности клиринговых организаций и центральных контрагентов, не являющихся клиринговыми организациями, в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков;
17) принимает предусмотренные федеральными законами меры, направленные на прекращение и недопущение нарушения федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов;
18) обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
19) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. При осуществлении контроля за клиринговыми организациями и центральными контрагентами, не являющимися клиринговыми организациями, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе:
1) проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;
2) проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков нарушений, в том числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;
3) получать от клиринговых организаций и центральных контрагентов, не являющихся клиринговыми организациями, и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами, объяснения в письменной или устной форме;
4) обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
3. При осуществлении контроля сотрудники федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) указанного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в помещения клиринговых организаций и центральных контрагентов, не являющихся клиринговыми организациями, а также, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение информации, связанной с осуществлением клиринговой деятельности (исполнением обязанностей центрального контрагента), право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, и право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе запрашивать у клиринговых организаций, центральных контрагентов, не являющихся клиринговыми организациями, и иных физических и юридических лиц документы и информацию, связанные с осуществлением клиринговой деятельности (исполнением обязанностей центрального контрагента), а указанные лица обязаны представлять такие документы и информацию. При этом федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков обязан обеспечить конфиденциальность представляемых ему документов и информации, за исключением случаев раскрытия информации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Информация, составляющая банковскую тайну, представляется федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков по его мотивированному письменному запросу. Форма письменного запроса о представлении информации, составляющих банковскую тайну, определяется федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Такой запрос может быть направлен руководителем федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его заместителями.
5. В случае выявления федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков нарушения федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также в целях предотвращения таких нарушений федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе направлять предписания, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы. Предписание должно содержать требование федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, касающееся вопросов его компетенции, а также срок его исполнения.
Такое предписание не распространяется на операции, связанные с осуществлением клиринга обязательств, допущенных к клирингу до момента получения клиринговой организацией предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, в том числе обязательств, включенных в клиринговый пул.
6. В случае, если выявлено нарушение клиринговой организации, центрального контрагента, не являющегося клиринговой организацией, прав и законных интересов инвесторов, или в случае, если совершаемые указанными организациями действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение клиринговой организацией, центральным контрагентом, не являющимся клиринговой организацией, отдельных операций, связанных с осуществлением клиринговой деятельности, исполнением обязанностей центрального контрагента, на срок, не превышающий 6 месяцев.
7. Предписание может быть изменено или отменено федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков может быть обжаловано в арбитражный суд. Подача в арбитражный суд заявления о признании предписания недействительным полностью или в части не приостанавливает действие предписания.
8. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе назначать в клиринговую организацию, осуществляющую клиринг по результатам обязательств, возникших из договоров, заключенных на торгах организаторов торгов, своих уполномоченных представителей.
Уполномоченные представители федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков являются работниками федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, в том числе его территориальных органов.
Порядок назначения уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, осуществления им деятельности и прекращения осуществления им деятельности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.
Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков непосредственного осуществляет государственный контроль за соблюдением клиринговой организацией настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.
9. Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков вправе при осуществлении своих функций:
1) участвовать без права голоса в заседаниях органов управления клиринговой организации;
2) получать от организатора торгов информацию и документы, связанные с осуществлением клиринговой деятельности, в том числе решения органов управления клиринговой организации.
10. Клиринговая организация обязана представлять уполномоченному представителю федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по его запросу информацию и документы, связанные с осуществлением клиринговой деятельности, а также обязан не препятствовать деятельности уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. При этом уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков обязан обеспечить конфиденциальность представляемых ему документов и информации, за исключением случаев раскрытия информации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.