Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 207713-5 "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с абзацем третьим части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с пенсионерами по возрасту могут быть заключены срочные трудовые договоры.
Между тем от возможности работать на постоянной основе зависит объем реализации гражданами права на труд и защиты от безработицы, гарантированных независимо от возраста частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
По общему правилу, согласно Кодексу, срочные договоры заключаются лишь тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Данное ограничительное правило вытекает из Рекомендаций Международной организации труда от 1982 года N 166 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя".
Несмотря на то, что срочный трудовой договор заключается с пенсионером по соглашению сторон (на добровольной основе), причиной его заключения, как правило, являются недостаточные размеры пенсии, которые пока не гарантируют реализацию предусмотренного частью 1 статьи 39 права на социальное обеспечение по возрасту. То есть соглашаться на заведомо невыгодные условия пенсионера вынуждают безработица, конкуренция на рынке труда и отсутствие средств к существованию.
Кроме того, после заключения трудового договора отношения гражданина и нанимателя трансформируются в правоотношении работника и работодателя. И с этого момента "свободный труд" становится "наемным трудом" (работой).
Следовательно, заключение с пенсионерами по возрасту, при отсутствии объективных оснований, срочного трудового договора, в то время как с любым другим лицом, претендующим на эту же работу, трудовой договор при прочих равных условиях заключается на неопределенный срок, есть ничто иное как дискриминация по возрасту, запрещенная частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Надлежит отметить, что возрастные ограничения при замещении определенных должностей (в том числе конституционных) предусматриваются в законах, чем исключается дискриминация трудовых прав на основании трудового договора (волеизъявления работодателя).
В настоящее время в Российской Федерации более 10 млн. работающих пенсионеров (включая лиц, выходящих на пенсию задолго до достижения ими 55 и 60 лет). Из них более 40% получают пенсии ниже прожиточного минимума.
В свою очередь, примененное в статье 59 Кодекса понятие "пенсионеры по возрасту" не имеет определения как в самом Кодексе, так и в пенсионном законодательстве Российской Федерации. (Ранее пенсионное законодательство содержало аналогичное понятие - "пенсионеры по старости", которое было признано некорректным в силу его субъективной относительности).
Более того, в настоящее время, не представляется возможным определить действие статьи 59 Кодекса по кругу лиц: в частности, относятся ли к "пенсионерам по возрасту" лица, достигшие этого возраста до 55 и 60 лет, лица, получающие пенсии по инвалидности или в связи с потерей кормильца, лица, получающие пенсии по выслуге лет (военнослужащие и проч.).
На практике граждане, получающие пенсии по выслуге лет, размеры которых существенно больше пенсий по возрасту, не относятся к гражданам, получающим пенсию по возрасту. В связи с этим с ними заключаются трудовые договоры на неопределенный срок.
Учитывая изложенное, настоящий проект федерального закона призван обеспечить равное социального положение для граждан одного возраста, получающих разные виды пенсий.
В этих целях из статьи 59 Кодекса исключается абзац третий части второй, согласно которому пенсионеры по возрасту приравниваются к тем, кому "по состоянию здоровья" разрешена "работа исключительно временного характера", как противоречащий части 4 статьи 15, части 2 статьи 19 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, признающих международные договоры, в том числе защищающие трудовые права от какой бы то ни было дискриминации, составной частью правовой системы Российской Федерации, а также недопустимость необоснованного ограничения (дискриминации) конституционного права на труд.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации" не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.