Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 200338-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(по вопросу сохранения жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях)
Настоящий проект федерального закона разработан с целью защитить права граждан, которые в течение многих лет работали в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, приехали по призыву из других регионов России в виду нехватки рабочей силы в крупных городах, отдав на предприятиях и учреждениях свою молодость и здоровье. Как молодым специалистам им были предоставлены жилые помещения в общежитиях, многие из них обзавелись семьями с малолетними детьми и продолжают жить в этих общежитиях. Но теперь над ними нависла угроза остаться без жилья.
Особенно это касается городов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых находится основная масса общежитий (в Москве их около 600 и проживает в них более миллиона граждан).
До 1 марта 2005 года вслед за банкротством или акционированием ряда государственных и муниципальных предприятий и учреждений или их реорганизацией значительная часть общежитий была продана, а затем и перепродана, зачастую без обременений в нарушение законодательства Российской Федерации, т.е. как бы пустыми (без жителей).
В Едином государственном реестре прав жилище оказалось с названием "нежилое помещение". Новые собственники стали всеми способами избавляться от жителей этих домов: установили собственные размеры коммунальных платежей, отключают электричество, холодную и горячую воду, теплоснабжение, а порой применяют силу. Граждане с возмущением обращаются во все инстанции, приглашают средства массовой информации, объявляют голодовки и т.д.
С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. и в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и которые переданны в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуются передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом. Договор социального найма имеет бессрочный характер.
Однако до Федерального закона"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" значительная часть жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям перешли во владение новым собственникам, т.е. не перешли в ведение органов местного самоуправления.
После вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в суды стали поступать исковые заявления о признании права на приватизацию занимаемых жилых помещений, находящихся в общежитиях. При рассмотрении данных дел о признании права на приватизацию квартиры или комнаты в общежитии суды сталкиваются с проблемой определения статуса общежития и жилого дома, используемого в качестве общежитий.
Верховный Суд признал, что из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
В определении Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. N 220-О указано, что при условии, если граждане проживают в общежитии постоянно после прекращения трудовых отношений, то это следует приравнивать к фактическому проживанию по договору социального найма, причем отсутствие данного договора не является причиной отказа в удовлетворении исковых требований.
При применении правовых норм статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане могут быть выселены из специализированных жилых помещений, которые они занимали, без предоставления другой жилой площади.
Статья 103 установила, что не могут быть выселены из общежития без предоставления другой жилой площади только:
а) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов Государственной противопожарной службы, органов контроля за оборотом наркологических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
б) пенсионеры по старости (как показывает судебная практика, все пенсионеры обладают такой льготой);
в) члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии и который умер;
г) инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы;
д) женщины оставшиеся после расторжения брака проживать с несовершеннолетним ребенком в общежитии.
Этим гражданам другие жилые помещения предоставляются в черте населенного пункта; они должны быть благоустроенными применительно к территории города, поселка, села.
В связи со сложившейся ситуацией и правовыми нормами статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотреть защиту граждан не только перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" и "д" статьи 103.
Установление предлагаемым в законопроекте пунктом 2 в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" права пользоваться жилыми помещениями, которые они занимают, защитит от произвола новых собственников, а при приобретении ими права собственности без учета обременений, должно стать наказуемым деянием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу сохранения жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях)
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу сохранения жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях) не предусматриваются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу сохранения жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу сохранения жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.