Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 254940-5 "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций", внесенному депутатами Государственной Думы Т.Л. Воложинской, Н.В. Панковым, В.Н. Плигиным, В.В. Рязанским, В.С. Тимченко, И.А. Яровой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Сфера действия предлагаемого авторами законопроекта определена в его статье 1 и направлена на повышение качества предоставления указанных услуг и исполнения указанных функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Такое направление законопроекта согласуется с основными принципами предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций, изложенными в статье 4 законопроекта, такими как правомерность предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций; правомерность и обоснованность взимания с заявителей платы в процессе предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, исполняющих государственные (муниципальные) функции.
Законопроектом определены права заявителей при получении государственных (муниципальных) услуг, исполнении государственных (муниципальных) функций (статья 5), а также устанавливаются требования к процедурам предоставления государственных и муниципальных услуг, к исполнению государственных и муниципальных функций и порядку взаимодействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные функции, с гражданами и организациями, в том числе в электронном виде (глава 2 законопроекта).
Представляются концептуально важными положениями главы 3 законопроекта, определяющей административные регламенты и стандарты предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций.
В законопроекте большое внимание уделено вопросам установления и взимания платы при предоставлении услуг и исполнении функций, при котором действует общее правило - за предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций взимается государственная пошлина в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В случаях, установленных федеральными законами, организации, участвующие в предоставлении (исполнении) государственных (муниципальных) услуг, исполнении государственных (муниципальных) функций, имеют право предоставлять заявителю за плату услуги, а также совершать в сокращенные сроки юридически значимые действия в соответствии с административными регламентами. При этом перечни платных услуг будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, главами местных администраций.
Полагаем, что данный законопроект позволит повысить уровень доступности государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций Российской Федерации, приведет к единообразию правовой регламентации действий и процедур по исполнению государственных (муниципальных) услуг, государственных (муниципальных) функций, а также повысит контроль за их исполнением.
Вместе с тем, ряд норм законопроекта нуждается в уточнении в рамках его подготовки к рассмотрению во втором чтении.
Так, особое внимание следует уделить вопросам оптимизации согласования положений законопроекта с действующими нормативными правовыми актами, имеющими сходный (смежный) предмет правового регулирования (например, с Федеральными законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации). Это касается в первую очередь согласования понятийных аппаратов, используемых в данных законодательных актах. Например, электронной идентификационной карты (пункт 2 ст. 11 законопроекта), авторизированного доступа заявителя к предоставлению государственных (муниципальных) услуг, исполнению государственных (муниципальных) функций в электронном виде (п. 2 ст. 11 законопроекта), инфраструктуры "электронного правительства" (ст. 22 законопроекта) и др.
Также следует обратить внимание на необходимость определения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере административной реформы и его компетенции (пункт 3 статьи 11 законопроекта).
Кроме того, по законопроекту имеются замечания юридико-технического и лингвостилистического характера.
На законопроект получено заключение Правительства РФ, которое поддерживает его принятие, и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором указаны замечания по его тексту, которые могут быть устранены при дальнейшей работе.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета " " ноября 2009 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.