Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 244371-5 "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Попутный нефтяной газ - это ценнейшее химическое сырье и высокоэффективное органическое топливо. В отличие от природных горючих газов, состоящих в основном из метана, попутный газ содержит значительное количество этана, пропана, бутана и др. предельных углеводородов.
В настоящее время по ряду причин значительные объемы попутного нефтяного газа используются нерационально - около четверти (14 млрд. куб. м в 2006 г.) от добываемых ресурсов сжигается на факелах, что не только приводит к выбросам в атмосферу загрязняющих веществ, но и влечет за собой прямые экономические потери экономики страны.
Принимая во внимание ограниченные возможности утилизации попутного (нефтяного) газа в районах добычи (такую возможность имеют в основном организации, ведущие добычу нефти в европейской части страны, а также ОАО "Сургутнефтегаз", чьи месторождения расположены вблизи Сургутских ГРЭС-1 и ГРЭС-2), одной из причин сложившейся ситуации с использованием попутного нефтяного газа является ограниченный доступ производителей электрической энергии к единой национальной (общероссийской) электрической сети (на оптовый рынок электроэнергии и мощности).
В настоящее время доступ производителей электроэнергии к электрическим сетям (на оптовый рынок) регулируется статьей 32 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", который предусматривает очередность доступа электроэнергии, произведенной на электростанциях разного вида, на оптовый рынок электроэнергии. Доступ электроэнергии, произведенной на электростанциях, использующих в качестве топлива попутный нефтяной газ или продукты его переработки (сухой отбензиненный газ - СОГ), осуществляется не в приоритетном порядке, а порядке общей очередности.
Данная ситуация затрудняет принятие инвестиционных решений по строительству объектов, необходимых для сбора и переработки попутного нефтяного газа, и строительству электростанций, работающих на попутном нефтяном газе или на СОГ.
Также следует отметить, что в настоящее время Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации увеличить санкции за сжигание попутного нефтяного газа, что может, при отсутствии адекватного доступа к электрической сети для поставщиков электроэнергии, произведенной на попутном нефтяном газе или СОГ, привести к падению добычи нефти и, соответственно, к уменьшению поступлений в бюджетную систему России, замедлению темпов роста экономики страны, а также к снижению репутации национальных компаний вследствие невыполнения ими обязательств по заключенным контрактам.
Для решения этих проблем, учитывая положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 14 марта 2008 г. N 119, а также Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1234-р. от 28 августа 2003 г., возникает необходимость внесения в статью 32 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" изменений, которые будут способствовать приоритетному доступу к единой национальной (общероссийской) электрической сети объектов по производству электроэнергии, работающих на попутном нефтяном газе и продуктах его переработки (СОГ).
Реализация мероприятий, предусмотренных указанными выше документами, предусматривает увеличение доли перерабатываемых попутных нефтяных газов, развитие газоперерабатывающих и газофракционирующих мощностей и в целом создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов. Стимулирование рационального использования попутного нефтяного газа, в первую очередь, должно производиться за счет создания экономически выгодных условий для переработки и использования такого газа.
Одним из наиболее эффективных способов снижения негативного воздействия неполезного использования попутного нефтяного газа путем его сжигания на факелах и отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье людей является его вовлечение в хозяйственный оборот.
Причиной сложившейся ситуации с использованием попутного нефтяного газа является отсутствие уверенности собственников (инвесторов) заводов по переработке попутного нефтяного газа и электростанций в принятии оптовым рынком электроэнергии (мощности) электрической энергии, выработанной на таких станциях, что существенно тормозит реализацию проектов, направленных на эффективное использование попутного нефтяного газа. Изменение доли его полезного использования путем выработки электроэнергии обратно пропорционально его неэффективному использованию.
В таких условиях определение порядка использования попутного нефтяного газа, выделяющегося из нефти при ее сепарации, и продуктов его переработки, приобретает особую значимость. Существенным направлением использования попутного нефтяного газа и продуктов его сепарации является применение его в качестве топлива для получения электроэнергии на тепловых электростанциях, что требует подачи электроэнергии в существующую электрическую сеть, а, следовательно, и установление порядка доступа на оптовый рынок электроэнергии таких электростанций.
Принятие законопроекта будет способствовать снижению объемов сжигания попутного нефтяного газа, а значит более рациональному и эффективному использованию углеводородного сырья, а также будет стимулировать инвесторов к строительству электростанций, использующих попутный нефтяной газ и продукты его переработки для производства электроэнергии.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с законопроектом "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике"
В связи с данным законопроектом не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" потребуется внесение изменений в Правила оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.