Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 291758-5 "О внесении изменений в статьи 42 и 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Одной из гарантий прав жертв преступлений является статья 52 Конституции Российской Федерации, где сказано, что "права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". Согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Статья 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет защиту прав потерпевших как первоочередную задачу уголовного судопроизводства.
Реализация потерпевшим права на доступ к правосудию становится возможной только в случае своевременного возбуждения уголовного дела и признания лица потерпевшим. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений" справедливо отмечается, что срок принятии постановления о признании потерпевшим законом не установлен. В силу этого пострадавший от преступления зачастую признается потерпевшим только на завершающей стадии досудебного производства. До тех пор, пока его не признают потерпевшим, пострадавший от преступления рассматривается в качестве заявителя. Это, в свою очередь, ведет к нарушению права пострадавшего на получение информации о ходе и результатах предварительного расследования, на предоставление предметов и документов, подтверждающих его заявление о преступлении и др.
Таким образом, пока дознаватель, следователь или суд не вынесут постановление о признании лица, пострадавшего от преступления, потерпевшим, он остается фактически бесправным. По результатам исследований, проведенных учеными, установлено, что только в 3% случаев лицо признавалось потерпевшим не позднее 3 суток с момента возбуждения уголовного дела, в 57% - от 20 до 40 дней, а в 40% - свыше 40 дней. При этом отмечается, что во всех этих случаях лицо, которому преступлением причинен вред, было известно с самого начала. Уголовные дела довольно часто возбуждаются по фактам причинения противоправными действиями, содержащими признаки различных преступлений, вреда конкретным лицам.
С учетом изложенного законопроект предлагает часть первую статьи 42 "Потерпевший" УПК РФ дополнить предложением, предусматривающим при наличии оснований полагать, что лицу причинен вред непосредственно преступлением, по поводу которого возбуждено уголовное дело, оно признается потерпевшим не позднее десяти суток после возбуждения уголовного дела.
Такое своевременное решение позволит лицу, наделенному статусом потерпевшего, активно отстаивать свои права и законные интересы на стадии возбуждения уголовного дела и в течение всего дальнейшего расследования дела.
Аналогичный недостаток имеет и статья 44 "Гражданский истец" УПК РФ. Действующая редакция этой нормы не позволяет своевременно принять меры по обеспечению иска и возможной конфискации имущества в предусмотренных законодательством случаях. Поэтому законопроект также предлагает пострадавшее от преступления лицо, которому был причинен имущественный вред, признавать гражданским лицом не позднее десяти суток после возбуждения уголовного дела, в связи с чем часть первая статьи 44 УПК РФ излагается в новой редакции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 42 и 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 42 и 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или отмене в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 42 и 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 42 и 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения других действующих нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.