Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В ходе проведения в Совете Федерации парламентских слушаний на тему "Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации" и в принятых по их результатам рекомендациях, утвержденных Советом палаты 17 июня 2008 г., отмечалось необоснованное ограничение действующим Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) полномочий прокурора в арбитражном процессе. Будучи призванным выступать в защиту нарушенных интересов государства и общества, в тоже время он не может оспаривать противоправные сделки, пресечь рейдерские захваты и фиктивные банкротства предприятий, истребовать государственное и муниципальное имущество из чужого незаконного владения. Было рекомендовано палатам Федерального Собрания Российской Федерации для расширения возможностей государства по защите публичных экономических и иных интересов внести изменения в АПК РФ, наделив прокурора полномочиями обращаться с любыми видами исков (заявлений) в арбитражный суд в случаях нарушения интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратура как государственная структура, не имеющая своего ведомственного интереса в защите какой-либо социальной, экономической или иной отрасли, призвана обеспечить соблюдение закона и баланса частных и публичных интересов участниками экономических отношений. Но для этого прокурор должен обладать необходимыми процессуальными полномочиями.
Статья 52 АПК РФ в действующей редакции фактически не позволяет выполнить эту задачу. Полномочия прокурора по защите государственных интересов в экономической сфере предельно ограничены (оспаривание правовых актов, признание недействительными сделок и применение последствий недействительности ничтожной сделки). Кроме того, при оспаривании сделки прокурор ограничен еще и субъектным составом ее участников и вправе оспорить в суде или вступить в процесс лишь в случае, если стороной сделки являются органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, а также юридические лица с государственным или муниципальным участием.
В арбитражном судопроизводстве прокуратура поставлена в зависимость от выступающих в качестве истцов органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, будучи призванными выступать в защиту нарушенных интересов государства и общества, они не всегда в состоянии обеспечить установление надлежащего правопорядка, что в значительной степени обуславливается недостатками правового регулирования экономических отношений, а также рядом субъективных факторов (некомпетентность, недобросовестность, корыстная или иная личная заинтересованность).
С учетом вышеизложенного предлагаемые законопроектом изменения в часть 1 статьи 52 АПК РФ направлены на дальнейшее совершенствование процессуальных механизмов обеспечения государственных или иных публичных интересов в арбитражном процессе.
В законопроекте предлагается вернуть прокурору право оспаривания противоправных сделок на основании статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (например, сделок, совершенных с целью отмывания денежных средств, добытых преступным путем, или совершенных с целью сокрытия имущества от наложения на него ареста в связи с задолженностью перед фискальными органами). Информацию о таких сделках прокурор получает при расследовании уголовных дел, но реальных мер к их оспариванию принять не может, поскольку сторонами подобных сделок, как правило, выступают только коммерческие организации.
Также предлагается восстановить прокурору полномочия, дающие ему возможность принятия участия в рассмотрении арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве). Коммерческие предприятия прекращают хозяйственную деятельность и передают вновь созданным организациям все ликвидное имущество, оставляя на балансе только долговые обязательства. При таком банкротстве остаются, как правило, не уплаченными фискальные платежи, не выплаченной заработанная плата, что влечет социальную напряженность. Немалый ущерб наносят незаконные действия арбитражных управляющих, однако их отстранение не решает проблем возмещения ущерба, причиненного их действиями, незаконно заключенными ими сделками. Поэтому представляются прокурору полномочия по оспариванию сделок, заключенных арбитражными управляющими.
В крупных городах не удается искоренить противоправную деятельность, в результате которой объекты недвижимости государственной и муниципальной собственности переходят во владение третьих лиц путем заключения гражданско-правовых сделок между "подставными" юридическими лицами (зарегистрированными по утерянным или похищенным паспортам граждан). В целях искоренения такой деятельности органам прокуратуры представляется право пресекать "рейдерские" захваты предприятий и возвращать государству и другим добросовестным участникам гражданского оборота объекты собственности, незаконно выбывшие из их владения.
В стране распространены правонарушения в бюджетной сфере и при распоряжении государственной и муниципальной собственностью, что требует возврата прокурору полномочий по взысканию фискальных платежей, по истребованию имущества из чужого незаконного владения.
При таких обстоятельствах законопроектом предусматривается наделить прокурора правом на обращение с любыми видами исков (заявлений) в арбитражный суд в случаях нарушения интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предлагаемая законопроектом редакция статьи 52 АПК РФ несомненно повысит эффективность защиты публичных интересов и позволит обеспечить судебную защиту неопределенного круга лиц.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.