Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 291005-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Конституция Российской Федерации провозглашает государственную поддержку и защиту детства, равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию и заботе о детях. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность родителей по защите прав и интересов детей, по их воспитанию и обучению, а также предусматривает порядок защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, механизм их выявления и учета.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 5.35, 5.36) установлена ответственность в сфере воспитания и содержания несовершеннолетних. Как показывает практика, существующие на сегодняшний день меры воздействия не приносят ожидаемого эффекта, количество уголовных и административных нарушений в данной сфере растет, а применяемые санкции не играют ни превентивной, ни карательной роли. Более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в неблагополучной ситуации ввиду неисполнения родителями и ответственными должностными лицами обязанностей по их воспитанию и содержанию. Большинство правонарушений в отношении детей совершается также вследствие недостаточного контроля над ребенком или безответственности вышеуказанных лиц.
Согласно данным МВД РФ 80% детей становятся безнадзорными еще при живых родителях. Ежегодно органами внутренних дел выявляется более 160 тысяч детей, которые уходят из дома, бродяжничают, приобщаются к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, становятся участниками, а часто и жертвами преступлений. По данным Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, в 2008 году выросло в 2,5 раза (почти 570 тысяч) количество выявленных нарушений закона в отношении детей, что во многом является следствием ненадлежащего надзора и воспитания.
Санкции, предусмотренные статьями 5.35. и 5.36 КоАП РФ, не соответствуют степени совершаемых деяний, не играют серьезной предупредительной роли по защите детей от недобросовестных родителей, педагогов и должностных лиц. Так, на сегодняшний день за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Данная санкция была установлена еще при принятии КоАП РФ. Тот факт, что большинство лиц, привлекаемых к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ, как показывает практика, не имеет места работы, источников дохода, не может служить основанием для применения мягких санкций, в том числе и в отношении материально обеспеченных родителей или иных законных представителей. Фактическое бездействие положения статьи 5.35 КоАП РФ, также приводит к тому, что в отношении недобросовестных родителей или иных законных представителей механизм лишения или ограничения родительских прав, предусмотренный статьями 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации, может включаться слишком поздно, что несет в себе угрозу жизни и здоровью ребенка. Здесь следует исходить из того, что условия содержания в детских учреждениях предпочтительнее беспризорности и безопаснее проживания с родителями (законными представителями) в атмосфере крайней нищеты, пьянства или наркомании. Кроме того, санкция, предусмотренная статьей 5.35 КоАП РФ, несоизмеримо ниже наказания, установленного статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним, в связи с чем при квалификации конкретного деяния (по статье 5.35.КоАП РФ или по статье 156 УК РФ) усматривается наличие коррупциогенного фактора.
По аналогичным мотивам представляется не соответствующей степени общественной опасности и санкция, предусмотренная статьей 5.36 КоАП РФ в отношении соответствующих должностных лиц.
В этой связи законопроектом предлагается усилить административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 5.35 и 5.36 КоАП РФ.
Председатель |
К. Толкачев |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет затрат из федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных актов федерального законодательства.
Председатель |
К. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.