Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 293093-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(по вопросу установления уголовной ответственности несовершеннолетних с двенадцатилетнего возраста)
Досье на проект федерального закона
В рамках общей криминальной ситуации в России проблема подростковой преступности занимает особое место. В течение 2007-2008 годов несовершеннолетние совершали ежегодно около 150 тысяч уголовных преступлений, при этом около 40 тысяч на момент совершения преступления не достигали возраста 16 лет.
Анализ детской и подростковой преступности свидетельствует о том, что причиной преступления часто является невозможность (наличие значительных трудностей) удовлетворения значимых потребностей некриминальным путем, при этом многие несовершеннолетние правонарушители сами являются жертвами жестокого обращения со стороны взрослых. Это привело к выделению правосудия несовершеннолетних из общего уголовного правосудия и образованию института ювенальной юстиции.
Во многих иностранных государствах виды и сроки наказаний и профилактических мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним, варьируются в зависимости от их возраста.
Некоторые страны отказались от установления минимального возраста, что в принципе позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с момента рождения. Там, где он установлен, между странами существуют значительные различия.
Уголовное законодательство в большинстве иностранных государств устанавливает более низкий возраст уголовной ответственности, чем в Российской Федерации. В Уголовном кодексе Швейцарии привлечение ребенка к уголовной ответственности вначале был установлено в возрасте семь лет, с 2002 года этот возраст увеличен до 10 лет. В Англии до 1933 года не подлежащим уголовной ответственности, признавался ребенок, не достигший семи лет, затем был повышен до восьми лет, и с 1969 года - до 10 лет. Минимальный возраст в семь лет установлен в Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане, а также по общему праву США (при этом дополнительно каждый штат устанавливает возраст привлечения к уголовной ответственности самостоятельно). Так, в уголовных кодексах Колорадо и Луизианы указан 10-летний возраст, в уголовных кодексах Джорджии и Иллинойса - 13-летний, в Уголовном кодексе Миннесоты - 14-летний, в Уголовных кодексах Нью-Гемпшира и Техаса - 15-летний, в Уголовном кодексе Нью-Йорка - 16-летний .
Французское уголовное законодательство устанавливает, что уголовное наказание может назначаться несовершеннолетним старше тринадцати лет".
Уголовный кодекс ФРГ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности детей, достигших возраста 14 лет, аналогичный возрастной порог привлечения к уголовной ответственности установлен и в Румынии.
Отдельные вопросы применения уголовно-правовых санкций к несовершеннолетним затрагиваются в таких международных нормативно-правовых актах общего характера, как:
Всеобщая декларация прав человека;
Международный пакт о гражданских и политических правах;
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными;
Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением;
Конвенция о правах ребенка;
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (так называемые "Пекинские правила").
Весьма целесообразным представляется использование опыта зарубежных стран в установлении возраста уголовной ответственности для дальнейшего реформирования отечественного уголовного законодательства.
Тем более, что все большее распространение получают случаи совершения уголовного преступления лицами в возрасте 12 - 13 лет, особенно в виде умышленного причинения смерти либо причинения тяжкого вреда здоровью гражданам, а также участия указанных лиц в действиях террористического характера. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершаются детьми, не достигшими возраста 14 лет, что освобождает их от уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ).
С учетом изложенного вполне обоснованным может стать снижение возраста уголовной ответственности в России до 12 лет за некоторые тяжкие и особо тяжкие преступления.
В части первой статьи 20 УК РФ установлена уголовная ответственность с 16 лет, а за отдельные категории преступлений (часть вторая) уголовная ответственность наступает с 14 лет за совершение отдельных, наиболее тяжких о особо тяжких преступлений.
Целью законопроекта является установление уголовной ответственности за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления несовершеннолетних в возрасте 12 лет. К таким преступлениям предлагается отнести:
убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
кражу, грабеж и разбой;
вымогательство;
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения или приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
террористический акт;
хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ.
Для лиц, достигших ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, предлагается сохранить ряд статей УК РФ, предусматривающих наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, которые были во второй части статьи 20 УК РФ:
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
похищение человека;
изнасилование и насильственные действия сексуального характера; кражу, грабеж и вымогательство (за отдельные части статей); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (часть первая статьи 166); умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
захват заложника;
заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
вандализм.
Кроме уголовной ответственности за указанные преступления законопроект предлагает установить дополнительно уголовную ответственность несовершеннолетних в возрасте четырнадцати лет за:
истязание;
заражение венерической болезнью, заражение ВИЧ-инфекцией;
незаконное лишение свободы;
торговлю людьми и использование рабского труда.
Принципиальная особенность уголовного правосудия для несовершеннолетних заключается в том, что оно должно быть сконцентрировано не только на наказании преступников, сколько на возвращении в общество.
Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в определении конкретных мотивов.
Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста 12 или 14 лет, предусмотренного предлагаемыми частями второй и третьей статьи 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Наличие в УК РФ норм, закрепляющих особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, является последовательным воплощением в жизнь требований международных документов в области обращения с несовершеннолетними, к числу которых следует отнести возможно более широкое применение к несовершеннолетним санкций (мер), альтернативных лишению свободы и уголовной ответственности.
Подтверждением этому является положение УК РФ о том, что несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Применение указанных альтернативных мер в контексте международных документов является неотъемлемым элементом более общего институционного образования - системы так называемой ювенальной юстиции, под которой понимается система специализированных судов и иных юрисдикционных органов по делам несовершеннолетних и мер, ими применяемых.
Применение альтернативных мер, в частности принудительных мер воспитательного характера, является проявлением более гуманного направления в политике в области наказаний, что поддерживается в большинстве иностранных государств.
В законопроекте учтено замечание Правительства Российской Федерации, указанное в официальном отзыве от 1 декабря 2009 года N 5709п-П4.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(по вопросу установления уголовной ответственности несовершеннолетних с двенадцатилетнего возраста)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу установления уголовной ответственности несовершеннолетних с двенадцатилетнего возраста) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(по вопросу установления уголовной ответственности несовершеннолетних с двенадцатилетнего возраста)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу установления уголовной ответственности несовершеннолетних с двенадцатилетнего возраста) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.