Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 230420-5 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части повышения прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и усиления государственного контроля за данной деятельностью"
Досье на проект федерального закона
1 июля 2009 года в полном объеме вступил в силу Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), а это значит, что на территории Российской Федерации не осталось ни одного казино и зала игровых автоматов в том числе и потому, что предусмотренные Законом 4 игорные зоны в силу объективных причин так и не были созданы, а перспективность их создания пока призрачна.
Естественно перед участниками рынка азартных игр встал вопрос о перспективах своего бизнеса: кто-то направил свой взгляд на страны ближнего зарубежья с более либеральным законодательством по отношению к игорному бизнесу, кто-то сконцентрировался на иных видах предпринимательской деятельности, кому-то вообще пришлось покинуть эту нишу. При этом есть и те, кто решил перестроить свой бизнес, сделав ставку на букмекерские конторы и тотализаторы, которые при определенных условиях в силу Закона могут продолжить функционировать вне игорных зон.
Финансовая емкость рынка букмекерских контор и тотализаторов не на много уступает ликвидированным казино и залам игровых автоматов. Прибыльность бизнеса и его сегодняшняя, по сути, безальтернативность не оспоримы. Очевиден и переток любителей азартных игр из казино и залов игровых автоматов в букмекерские конторы и тотализаторы.
При этом ни для кого не секрет, что многие из недавних организаторов казино и залов игровых автоматов были далеки от беспрекословного соблюдения законодательства, особенно в части финансовой прозрачности бизнеса.
Наблюдающаяся активность в реорганизации таких участников рынка из казино и залов игровых автоматов в букмекерские конторы и тотализаторы ставит серьезную задачу по созданию, наряду с уже имеющимися, дополнительных фильтров и барьеров, которые бы обеспечили присутствие на рассматриваемом рынке исключительно законопослушных, добросовестных, финансовоустойчивых и социальноответственных организаций.
В этой связи законодатели сочли чрезвычайно необходимым внести в законодательство изменения, которые бы устанавливали для организаторов азартных игр дополнительные требования к порядку открытия и функционирования букмекерских контор и тотализаторов, прежде всего в части финансовой устойчивости, отчетности и прозрачности.
Соответствующий проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части повышения прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и усиления государственного контроля за данной деятельностью" (далее - законопроект) для достижения вышеуказанных целей предусматривает следующее.
Во-первых, предлагается ужесточить требования к стоимости чистых активов организатора азартных игр, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, со 100 миллионов рублей до 600 миллионов рублей.
Во-вторых, предлагается установить требования к минимальному размеру уставного капитала организатора азартных игр, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в сумме 600 миллионов рублей. При этом, в оплату уставного капитала организатора азартных игр, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, могут быть внесены только денежные средства и не могут быть использованы привлеченные денежные средства. Порядок подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, и их достаточности будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В-третьих, предлагается обязать организатора азартных игр, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, иметь отдельный банковский счет для выплаты выигрышей участникам азартных игр и непрерывно поддерживать на нем сумму в виде неснижаемого остатка в размере не менее 300 миллионов рублей. При этом запрещается обременять указанные денежные средства обязательствами, за исключением обязательств перед участниками азартных игр по выплате выигрышей.
В-четвертых, предусматривается обязанность организатора азартных игр, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, ежегодно раскрывать информацию о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов и соответственно могут прямо и (или) косвенно оказывать существенное влияние на решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания учредителей (участников) такого организатора азартных игр, а также документы, подтверждающие указанную информацию. Состав и порядок предоставления информации и документов будет определяться Правительством Российской Федерации, а уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти будет проводить проверку их достоверности. Кроме того, организатор азартных игр, осуществляющий деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, предоставивший информацию и документы, будет нести ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в них.
В-пятых, предполагается, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах будет подлежать обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Предлагаемые требования и ограничения к деятельности в сфере игорного бизнеса вполне обоснованы и носят комплексный и взвешенный характер, так как в конечном счете направлены на защиту нравственности, прав и законных интересов граждан, которые должны быть ограждены от некачественных услуг.
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена введением существенных ограничений, которые могут быть установлены только федеральным законом. Предлагаемые изменения будут способствовать повышению качества и прозрачности ведения игорного бизнеса, а также недопущению вовлечения в этот бизнес финансовых средств сомнительного происхождения, зачастую криминальных.
В целом, устанавливаемые законопроектом требования и ограничения, по мнению экспертов, приведут к консолидации организаторов игорных заведений. Предполагаемое укрупнение данного сегмента игорного бизнеса - это очевидный плюс, так как в совокупности с предлагаемыми механизмами отслеживания финансовых потоков и выявления реальных бенефициаров они позволят ужесточить государственный контроль за букмекерскими конторами и тотализаторами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части повышения прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и усиления государственного контроля за данной деятельностью"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части повышения прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и усиления государственного контроля за данной деятельностью" в части повышения прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и усиления государственного контроля за данной деятельностью" не повлекут изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части повышения прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и усиления государственного контроля за данной деятельностью"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части повышения прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и усиления государственного контроля за данной деятельностью" не потребует внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.