Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 294554-5 "Об обращении с радиоактивными отходами"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами" (далее - законопроект) разработан в соответствии с Планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. N 2237-р.
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью законодательного запрета дальнейшего накопления радиоактивных отходов (далее - РАО) без их захоронения и правового регулирования обращения с накопленными РАО.
Законопроект полностью соответствует Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, ратифицированной Российской Федерацией.
Предметом законопроекта являются отношения, возникающие при обращении с РАО на территории Российской Федерации.
Целью законопроекта является установление правового режима обращения с вновь образующимися и ранее накопленными РАО.
Законопроектом определяются следующие основные положения:
- создается единая государственная система обращения с РАО, основными субъектами которой станут орган государственного управления в области обращения с РАО (Госкорпорация "Росатом") и национальный оператор по обращению с РАО. Также определяется сфера деятельности существующих органов государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в системе обращения с РАО;
- устанавливается обязанность производителей РАО приводить РАО в пригодное для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения национальному оператору. Сроки нахождения РАО у производителей ограничиваются лимитами, устанавливаемыми органом государственного управления в области обращения с РАО по согласованию с органами государственного управления использованием атомной энергии;
- определяется, что финансирование работ по захоронению РАО ведется на основе разовых платежей производителя - для нерегулярных производителей РАО; на основе отчислений в специальные резервные фонды Госкорпорации "Росатом" - для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты; в определяемом Правительством Российской Федерации порядке - для РАО, находящихся в федеральной собственности.
- вводится положение, по которому захоронение РАО могут осуществлять только национальный оператор и определенные Правительством Российской Федерации отдельные крупные производители РАО;
- в отношении накопленных РАО предусмотрены два варианта действий: их удаление для последующего захоронения или захоронение непосредственно в местах их нахождения при обеспечении необходимого уровня безопасности. Выбор варианта определяется из требований безопасности и экономической целесообразности;
- предусматривается ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО.
Кроме того законопроектом вносятся изменения в федеральные законы:
- от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в части определения радиоактивных отходов и пунктов их хранения, установления требований к условиям хранения и захоронения радиоактивных отходов, а также приведение применяемых терминов к единому понятийному аппарату;
- от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части наделения Госкорпорации "Росатом" функцией и полномочиями органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;
- от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" в части дополнения перечня особо опасных и технически сложных объектов пунктами хранения радиоактивных отходов, а также установления дополнительных требований к их проектной документации.
Законопроектом не предусматривается возложение дополнительных полномочий на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Для реализации законопроекта потребуется:
- разработка и принятие ряда нормативных документов - федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- реализация федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и иных программ работ по РАО, накопленным в предшествующие периоды.
Принятие законопроекта позволит отрегулировать отношения по обращению с РАО на единой законодательной основе, установить обязательное требование по захоронению РАО и распространить базовый природоохранный принцип "загрязнитель платит" на обращение с РАО, а также обеспечить реализацию обязательств Российской Федерации в области безопасного обращения с РАО.
Будут исключены чрезмерное бремя на будущие поколения и негативные экологические последствия, связанные с накопленными и не изолированными от окружающей среды РАО, а также созданы механизмы устойчивого финансирования деятельности по обращению с вновь образующимися РАО.
Реализация законопроекта обеспечит формирование условий для развития атомной отрасли Российской Федерации и расширения экспорта российских ядерных технологий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами"
Данный законопроект направлен на создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами.
Законопроектом предусматривается обязательность финансового обеспечения производителем радиоактивных отходов мероприятий по их захоронению при передаче радиоактивных отходов на захоронение.
Кроме того устанавливается возможность резервирования в специальных резервных фондах Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" части резервов, образуемых организациями эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты для финансирования обращения с радиоактивными отходами.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи проектом федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действий норм законопроекта
1. В связи с принятием проекта федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами" не требуется признание утратившими силу, приостановление, дополнение действующих законодательных актов или разработки новых актов.
2. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации входит в предмет регулирования данного законопроекта.
3. Для обеспечения действия норм законопроекта не требуется разработка и принятие актов Президента Российской Федерации.
4. Для обеспечения действия норм законопроекта требуется разработка и принятие следующих актов Правительства Российской Федерации:
постановлений Правительства Российской Федерации:
- о создании единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами;
- об определении национального оператора по обращению с радиоактивными отходами и утверждении порядка передачи радиоактивных отходов национальному оператору;
- об утверждении перечня производителей радиоактивных отходов, относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, и имеющих право осуществлять мероприятия по захоронению радиоактивных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, расположенных на используемых ими земельных участках;
- о проведении первичной регистрации радиоактивных отходов;
- об утверждении перечня пунктов размещения и пунктов захоронения особых радиоактивных отходов.
- об отдельных вопросах финансирования деятельности по обращению с радиоактивными отходами;
- об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного устанавливать тарифы на услуги национального оператора по приему приведенных в соответствие с критерием приемлемости радиоактивных отходов и услуги специализированных организаций по хранению таких радиоактивных отходов и порядка государственного регулирования тарифов на эти услуги, а также услуги специализированных организаций по хранению таких радиоактивных отходов;
- технический регламент. О требованиях к пунктам размещения особых радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения и пунктам захоронения радиоактивных отходов;
внесение изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации:
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 306 "О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов";
- постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии";
- постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 68 "Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития";
- постановление Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. N 576 "Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.