Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера"
Досье на проект федерального закона
Вопрос защиты нравственного и физического здоровья своей нации является приоритетным для развитого демократического государства.
Особую роль в формировании нравственных ценностей играет продукция эротического и порнографического характера и отношение государства к такой серьезной и сложной проблеме как "бытование" эротики и порнографии в социуме. Ее массовое и бесконтрольное распространение, доступность, в первую очередь, угрожает психическому здоровью и развитию несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
Продукция порнографического характера, содержащая сцены насилия и принуждения, оказывает негативное влияние на личность и способствует совершению насильственных сексуальных преступлений. Это подтверждается данными исследования, полученными V. Cline в 1994 году на материале заключенных за сексуальные преступления (Cline V.B. Pornography effects: Empirical and clinical evidence. In D. Zillmann, J. Bryant and A. Huston (Eds.), Media, children and the family: Social scientific, psychodynamic and clinical perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1994 P. 231-235). Им были сформулированы четыре основных вида поведенческих проявлений вследствие воздействия порнографии - так называемый "синдром четырех факторов": зависимость, эскалация, десенсибилизация и тенденция к подражанию или копированию моделей сексуального поведения. Зависимость возникает в самом начале потребления порнопродукции, после чего отмечался эффект эскалации, когда требовались более сильные стимулы. Третий этап (десенсибилизации) заключался в том, что неадекватные, асоциальные и извращенные формы сексуальной активности воспринимались как вполне адекватные с соответствующим изменением морально-этических стандартов. На последнем, четвертом, этапе происходило копирование увиденного сексуального поведения, в том числе и криминальных форм - изнасилование, садомазохизм, секс с детьми. V. Cline писал: "За исключением всего лишь нескольких случаев, порнография была либо первопричиной, либо второстепенным фактором, способствующим развитию сексуального отклонения или сексуальной зависимости, от которой они не могли избавиться и не были способны ни изменить, ни остановить, как бы негативно это не сказывалось на их жизни".
Продукция порнографического характера, содержащая изображение и (или) описание сексуальных действий с несовершеннолетними, с телами умерших или с животными, способствует формированию аномальных, в том числе криминальных форм сексуального поведения (педофилии, эфебофилии, некрофилии, зоофилии).
Особую обеспокоенность вызывает растущая доступность детской порнографии в Интернете и в рамках других развивающихся информационных технологий, которая увеличивает степень подверженности детей риску сексуальной эксплуатации.
В то же время использование совершеннолетними продукции эротического и порнографического характера, не содержащей сцен насилия и принуждения, сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, девиантных форм сексуального поведения, в местах не доступных для несовершеннолетних, не приводит к негативным последствиям. И полный запрет оборота данной продукции является ущемлением демократических свобод.
Поэтому большинство стран мира выбирает "золотую середину", то есть законодательно регулирует распространение эротики и порнографии в обществе.
В настоящее время вопросы, касающиеся эротики и порнографии, затрагиваются следующими законодательными актами Российской Федерации: Уголовный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Анализ действующего законодательства показал, что в Российской Федерации запрещается пропаганда порнографии, а уголовная ответственность наступает за незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера, а также за изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичную демонстрацию или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних.
Таким образом, законодательное регулирование оборота продукции порнографического и эротического характера носит фрагментарный характер. С одной стороны, признается возможный вред, который может быть нанесен неконтролируемым оборотом порнографической и эротической продукцией. Об этом свидетельствуют соответствующие нормы указанных выше законов (статьи 4 и 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", статья 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, статья 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). С другой стороны, отсутствует законодательное содержание понятий "порнография", "эротика", "продукция порнографического характера", "продукция эротического характера", не урегулирован порядок оборота данной продукции на территории Российской Федерации.
Отсутствие правового определения понятия порнография, создает опасность двойственной или неправильной интерпретации этого явления и, как следствие, затруднения в реализации норм уголовного права.
Так, в 2006 году органами внутренних дел выявлено 2879 преступлений по ст. 242 УК РФ ("Незаконное распространение порнографических материалов и предметов"), максимальной санкцией по которой является лишение свободы до 2 лет. Однако большинство уголовных дел по ст. 242 УК РФ либо прекращаются, либо приостанавливаются в связи с отсутствием юридического понятия "порнография" и несовершенства законодательства в сфере распространения продукции данного рода. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных статьями 242 и 242.1 УК РФ, характеризуется прямым умыслом, однако отсутствие четкого правового определения понятия "порнографии" ставит под вопрос принцип субъективного вменения. Прямой умысел, с которым совершается преступление, предусмотренное ст. 242 УК РФ, предполагает, что субъект, не обладающий специальными познаниями, должен представлять, какой предмет является порнографическим. При неочевидности такого осознания нельзя говорить о прямом умысле виновного и, соответственно, становится возможным только объективное вменение, которое запрещено действующим уголовным законодательством.
В связи с отсутствием единой методологии и законодательной регламентации порядка проведения экспертизы продукции эротического и порнографического характера для части судей и прокуроров заключения экспертов носят не доказательственный, а консультативный характер. Этот пробел в законодательстве часто используют защитники подозреваемых и обвиняемых.
В то же время, данный вид криминального бизнеса, являясь высокодоходным, вовлекает в свои круги значительное количество лиц и тесно связан с вовлечением в занятие проституцией и сексуальной эксплуатацией детей.
Зарубежное законодательство в отношении порнографии отличается довольно целенаправленной и последовательной уголовно-правовой политикой.
Необходимо отметить в первую очередь международное законодательство, касающееся ограничения порнографии:
1) Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS N 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.);
2) Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 г.);
3) Рекомендация Комитета министров Совета Европы N R (89) 7 государствам-членам "О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию" (принята Комитетом министров 22 апреля 1989 г. на 425-ом заседании Представителей министров);
4) Европейская конвенция о трансграничном телевидении ETS N 132 (Страсбург, 5 мая 1989 г.);
5) Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.);
6) Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий (Париж, 4 мая 1910 г.);
7) Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве ETS N 147 (Страсбург, 2 октября 1992 г.).
Анализ зарубежного законодательства показывает, что основными принципами государственного регулирования оборота продукции порнографического и эротического характера являются:
недоступность порнографических и эротических материалов для несовершеннолетних;
полный запрет оборота продукции, содержащей изображения насилия, надругательства над детьми, издевательства над ними или сексуальных действий с детьми (детская порнография).
Примечательно, что в ведущих западных странах распространение порнографической и эротической продукции ограничивается строго отведенными для этого местами, кодированными каналами телевидения. Действует установка - сексиндустрия не должна навязчиво бросаться в глаза.
Проект федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера" (далее - законопроект) разработан в целях исключения пробелов в российском законодательстве, обеспечения нормального физического и психического развития и нравственного формирования личности несовершеннолетних, охраны здоровья граждан и защиты общественной нравственности.
Законопроектом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического характера, и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности.
Статья 2 законопроекта вводит основные понятия, устраняя имеющийся пробел в законодательстве.
Законопроектом введен запрет на осуществление деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера, включающей в себя изображение и (или) описание сексуальных действий с несовершеннолетними, с телами умерших или с животными либо с применением насилия, запрет на осуществление деятельности, связанной с организацией и проведением мероприятий порнографического характера, а также мероприятий эротического характера с участием несовершеннолетних или животных, которые оказывают негативное влияние на личность и способствуют формированию аномальных, в том числе криминальных форм сексуального поведения.
Законопроектом предусмотрены требования, без соблюдения которых невозможно осуществление деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера или деятельности по организации и проведению мероприятий эротического характера:
к продукции эротического и порнографического характера;
к лицам, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом продукции эротического и порнографического характера;
к специализированным магазинам, в которых распространяется исключительно продукция эротического и порнографического характера;
к местам, специально отведенным для проведения мероприятий эротического характера;
к лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению мероприятий эротического характера;
к посетителям специализированных магазинов и специальных мест.
Законопроектом регламентируется проведение государственной экспертизы продукции на предмет отнесения ее к продукции эротического или порнографического характера.
Учитывая необходимость обеспечения гарантий свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества действие закона не распространяется на деятельность, связанную с оборотом документальных материалов, материалов научно-просветительского, медицинского и образовательного характера, а также произведений литературы и искусства, содержащих эротику в качестве одного из элементов воплощения идейно-художественного замысла и не эксплуатирующих в качестве основной идеи интерес к сексу
Проект федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера" направлен на достижение следующих целей:
воспитательной - ограничение оборота продукции эротического и порнографического характера окажет влияние на нравственное воспитание человека, формирование культуры поведения и образа жизни, которые формируют человека как личность и полноценного гражданина;
охранительной - неконтролируемое распространение продукции эротического и порнографического характера отрицательно влияет на несовершеннолетних, формируя у молодежи ущербное представление о взаимоотношениях между полами;
защитной - введение соответствующих запретов и ограничений способствует предотвращению формирования аномальных, в том числе криминальных форм сексуального поведения, защите детей и женщин от сексуальной эксплуатации и насилия.
Законопроект подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и системообразующими законами Российской Федерации и направлен на реализацию части 1 статьи 29, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, части 1 статьи 44, согласно которой каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также статей 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации относится к предмету ведения Федерации, и 72 Конституции РФ, закрепляющей общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры за Федерацией и субъектами Федерации.
Законопроектом предусматривается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического характера.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера"
Принятие федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера" потребует увеличения численности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию проведения государственной экспертизы продукции эротического и порнографического характера, а также контроль и надзор за деятельностью физических и юридических лиц, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера, и его территориальных органов и, следовательно, соответствующего дополнительного финансирования, в том числе на оплату труда.
Предполагается возложить эту функцию на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Планируется, что осуществлением вышеназванных функций будут заниматься 2 человека центрального аппарата и по 1 человеку в каждом территориальном органе Роскомнадзора. Итого: единиц.
Всего минимальная потребность составляет 80 единиц, из них 2 единицы центрального аппарата и 78 единиц территориальных органов.
Исходя из фонда оплаты труда работников, предусмотренного в бюджете на 2009 год, расходы на оплату труда дополнительной численности составят:
для центрального аппарата ;
для территориальных органов ;
всего дополнительная потребность в финансировании составит 20,1 млн.руб. в год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера"
В связи с принятием Федерального закона "Об ограничении продукции эротического и порнографического характера" потребуется принятие следующих нормативных актов:
1. О порядке осуществления деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического характера.
2. Об утверждении основных требований к специализированным магазинам, в которых распространяется продукция эротического и порнографического характера, и к специальным заведениям, где осуществляется деятельность по организации и проведению мероприятий эротического характера.
3. О порядке проведения государственной экспертизы продукции эротического и порнографического характера, о размере платы и порядке ее взимания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.